Эссе.
Александрова Светлана Николаевна,
преподаватель промышленной, пожарной безопасности и охране труда
ГАПОУ «Канашский Транспортно-энергетический Техникум»
Концепция промышленной безопасности Российской Федерации
Эпиграф:
Промышленная безопасность опасных производственных объектов – состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий (ФЗ О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116).
Сегодня можно считать доказанным, что высокая конкурентоспособность (а значит и устойчивое получение прибыли) производства изначально предполагает обеспечение БЕЗОПАСНОСТИ, как производственной деятельности, которое связано с влиянием на нее различных факторов:
• внешние факторы (факторы, влияющие на деятельность предприятия и не зависящие от неѐ);
• внутренние факторы (объективные характеристики предприятия, представляющие еѐ сильные и слабые стороны);
• фактор личного вклада (представляет совокупность тех усилий, которые все сотрудники прикладывают к работе для достижения результатов).
Многогранность производственной деятельности требует и многогранности обеспечения ее безопасности.
Для охраны труда главным объектом внимания является работник и его рабочее место (с позиций сохранения жизни и здоровья работника). Для промышленной безопасности ключевое понятие – опасный производственный объект (ОПО), авария на котором может привести к травме (гибели) не только обслуживающих этот объект работников, но и к значительному ущербу для граждан, которые находятся в опасной зоне (зоне риска), крупным социальным и экономическим издержкам для организаций и окружающей среды за пределами нахождения опасного объекта, но находящимися в зоне риска.
В начале XXI века промышленно развитые страны, в первую очередь Россия и США, в качестве одного из основных элементов государственной политики в области национальной безопасности выдвинули задачу защиты критически важных объектов. Это нашло свое отражение в государственных директивных документах (США – февраль 2003 г., Россия – ноябрь 2004 г.). К потенциально опасным и критически важным для национальной безопасности объектов инфраструктуры относятся уникальные объекты нефтегазохимического, энергетического, транспортного, оборонного и ракетно-космического комплексов.
Основным Федеральным законом, который устанавливает основополагающие требования по обеспечению безопасности, является Конституция РФ:
ст.7 п.2: «В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, …»
ст.37 п.3 «Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены».
ст.74: «Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей».
По вопросам безопасности основным является Федеральный закон «О безопасности». Промышленная безопасность является частным случаем безопасности, поэтому по вопросам промышленной безопасности нормативно-правовые акты находятся в ведение РФ.
Требования безопасности определяются федеральные законы РФ:
«О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (1997 г.)
«О техническом регулировании» (2002 г.)
Трудовой кодекс;
Гражданский кодекс;
Кодекс РФ об административных правонарушениях;
Уголовный кодекс;
Кодекс о градостроительной деятельности.
В рамках сложившихся норм и правил проектирования большинства опасных производственных объектов, задачи обеспечения безопасности решаются по наиболее распространенному принципу – в проектах принимается условие, что если удовлетворены уже действующие нормативы, то сравнительный анализ безопасности не выполняется.
В целях национальной безопасности меняются подходы в проектировании, изготовлении, строительстве, эксплуатации потенциально опасных объектов на протяжении многих десятилетий XIX и XX вв., если ранее задача сводилась к обеспечению работоспособности в штатных (нормальных) условиях эксплуатации, сегодня ставится задача учитывать в полной мере опасности возникновения и развития аварийных и катастрофических ситуаций.
В России до 1997 г. Отсутствовали законы, устанавливающие правовую основу и принципы безопасности при проектировании, строительстве и эксплуатации опасных производственных объектов. Не были определены в законодательном порядке требования промышленной безопасности и обязанности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты.
Условия, запреты, ограничения и другие требования промышленной безопасности устанавливались в правилах безопасности, правилах безопасной эксплуатации, государственных стандартах (ГОСТ), строительных нормах и правилах (СНиП) и других нормативных технических документах, ориентированных на решение конкретных технических проблем.
Постепенное вхождение России в мировое сообщество, подписание в 1992 г. Конвенции (Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий Е/ЕСЕ/1268 от 17.03.92 г., принята постановлением Совета Министров—Правительства Российской Федерации от 04.11.93 № 1118) и соответственно взятие Россией обязательств по разработке и принятию правовых, организационных, технических, экономических и других мер, направленных на снижение риска возникновения аварий при эксплуатации опасных объектов, обусловили принятие Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» направлен на снижение рисков возникновения аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.
Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» установил ряд принципиальных механизмов обеспечения безопасности. В их числе: государственное регулирование в области промышленной безопасности (государственный контроль и надзор, ответственность за нарушение требований промышленной безопасности, подготовка и аттестация работников, участвующих в проектировании, строительстве, монтаже и эксплуатации ОПО), подтверждение соответствия опасных производственных объектов и технических устройств на ОПО государственным требованиям (регистрация опасных производственных объектов; лицензирование отдельных видов деятельности, связанных с ОПО; сертификация технических устройств, используемых на ОПО; экспертиза состояния ОПО; декларирование соответствия) и некоторые другие.
Исторически истоки промышленного права в Российской Федерации относятся к области трудового законодательства. Законодательство по промышленной безопасности пересекается с законодательством по охране труда. В связи с этим у представителей промышленности нередко возникают проблемы их практического применения, связанные с отсутствием единого для всех нормативно-правовых актов терминологического аппарата.
По этому требования промышленной безопасности устанавливаются законом для всех стадий создания и функционирования опасного производственного объекта, начиная с его проектирования и заканчивая выводом объекта из эксплуатации.