Как вести профессиональную подготовку в соответствии требованиям сегодняшнего дня?
Ответ нахожу в Послании президента России Федеральному Собранию: «…Было создано три команды: с ведущих предприятий, потом студенты и совсем школьники от 14 до 17 лет. Они выполняли разные задачи, однотипные. Наиболее сложные задачи с наибольшим эффектом решили школьники от 14 до 17 лет. Это касалось и космической отрасли, где они формировали космические аппараты. Это касалось и чисто рабочих направлений деятельности, хотя это и высококвалифицированные рабочие делали. Они обогнали не только специалистов с ведущих наших предприятий, но и студентов из ведущих вузов, причем, обогнали по количеству баллов в разы. Это о чем говорит? Это говорит о том, что, во-первых, у нас есть хорошие заделы, есть молодые люди очень талантливые и перспективные. Но это говорит также и о том, что нам нужно многое сделать по изменению системы подготовки рабочих кадров. То, о чем я говорил. Нужно только подойти к этому неформально. Все уже понимают, что надо делать, надо только начать это делать. Начать и никогда не сбавлять темпа по этому направлению, потому что, как известно, как было раньше, так и сейчас, просто качество рабочих специальностей и подготовка рабочих людей изменились, но все равно самое базовое условие развития экономики — это, конечно, высокоподготовленный и квалифицированный рабочий класс, инженерные кадры…»
Воспоминания уносят меня в школьные годы. Учился в сельской школе у очень хороших высококвалифицированных учителей в 70-х. Физику в 7-м и 8-м классе вела молодая учительница после десятого класса, возможно училась заочно. Учеба мне давалась легко, но физика была не очень интересна. В 9-м и 10-м классах я учился в райцентре, физику вел молодой выпускник с красным дипломом Дамир Гаянович Исламов. Я как сейчас помню его первый урок по физике: впитывал каждое слово, произнесенное им, парил в небесах. Я побеждал в школьных олимпиадах, участвовал в республиканской олимпиаде; выполнял задания от МФТИ. Да, конечно, педагог, ключевая фигура и на нем лежит огромная ответственность – это одна сторона медали.
Сегодня я молодой преподаватель спецдисциплин в профессиональном колледже с 30-и летним производственным опытом и хочу поделиться со своим видением учебного процесса.
Возраст обучающихся 15-19 лет, т.е. попадает в эффективный возраст. Учебные стандарты, методические разработки с моей точки зрения соответствуют сегодняшним требованиям и они постоянно находятся в процессе улучшения качества. Меня беспокоит сегодняшнее отношение обучающихся к учебному процессу. Тенденция такова, что учить теорию «немодно» - наберемся знаний «через руки». Но в итоге только «через руки» не получается. Хорошие результаты по профессиональным модулям только у тех, кто большое внимание уделяет к теоретическим знаниям. Я считаю первостепенной задачей ужесточение требований к теоретической подготовке. Каким же образом это сделать? Я считаю, что этого можно достичь в первую очередь усиливая дисциплину. Телефоны должны уйти с учебного процесса, за опоздания и пропуски занятии должны быть жесткие взыскания, невыполнение самостоятельных задании «не должно сойти с рук». Таким образом будет создаваться настрой на серьезную учебу. Все эти аспекты должны быть в рамках закона, т. е. законодательную базу необходимо тщательно подготовить и утвердить прежде всего. Без этого остальные меры направленные на улучшение профессиональной подготовки с огромными финансовыми затратами не могут быть эффективными. Сложившаяся практика учебных занятий в школах в последние двадцать с лишним лет создала неразбериху в умах молодых людей. Отошли на задний план уважение к старшим, к учителям и они питают себя иллюзиями «легкой жизни».
Законы природы везде одинаковы и неизменны.
Есть основополагающие законы и в бизнесе, например, только высокие цели ведут к долгосрочному успеху.
Каковы же неизменные секреты успеха в учебе?
Ответ ищу из производственного опыта.
Какой специалист более востребован или кому отдается предпочтение при выборе претендентов? Кто задерживается на рабочих местах?
Востребован человек ответственный, дисциплинированный, выдержанный, уважающий окружающих его других людей, знающий и любящий свою работу.
Учебный процесс должен быть демократичным, да необходимо заинтересовать обучающегося.
Есть такой современный бизнес, так называемый сетевой, где существуют только демократические отношения - хочу делаю, хочу нет. Но там тоже есть такое понятие как «построение», есть руководители. Только в хорошо организованной команде есть развитие бизнеса. Чтобы эффективно работала команда выстраивается вертикаль власти с помощь «построения» вышестоящего руководителя. «Построение» - это работа непосредственного руководителя группы, которая заключается в доведении до своей группы информации о лучших деловых и личностных качествах вышестоящих руководителей и организация личных контактов членов своей группы с вышестоящими руководителями только по достижении определенных результатов. Эти встречи носят название «консультации», где делятся секретами успеха вышестоящие руководители. После этих встреч заметно повышаются эффективность работы членов группы и команды в целом. Демократия демократией, но результатов добиваются только дисциплинированные и трудолюбивые.
В прошлом году мне посчастливилось принять участие в семинаре, который проводил в нашем городе Нягани Андрей Романович Каримов – практикующий психолог, специалист по возрастной психологии. На семинаре присутствовали семьи с детьми различных возрастов и на примере присутствующих детей он очень ярко продемонстрировал ошибки в воспитаний детей и пути исправления этих ошибок. Начиная с рождения задача воспитания детей заключается в правильном определении границ, что можно, что нельзя. Самое интересное было наблюдать то, как этот подход с удовольствием воспринимали дети с мало до велика. Его методика воспитания уходит корнями в историю народов нашей Родины и мы сохранились как страна и народ в первую очередь благодаря своим традициям в воспитании.
Где граница между требовательностью к обучению, к знаниям и сегодняшней практикой вольных отношении в обществе?
Очень много вопросов и конечно же ответ не простой.
На производстве востребованы ответственные, трудолюбивые и обучаемые работники.
Следовательно, задача учебных заведений - подготовка ответственных, трудолюбивых и готовых к совершенствованию своих профессиональных знаний специалистов.
Как это сделать?
Мобильные телефоны стали неотъемлемой атрибутикой сегодняшнего дня. Они отвлекают на уроках, являются шпаргалками при проведении контрольных работ. Как избавиться от негативного влияния мобильных телефонов?
Посещаемость занятий желает оставлять лучшего. А выполнение самостоятельных внеурочных задании давно уже не в моде.
Учебные планы построены основываясь на ритмичную последовательную работу, соответственно результатов можно добиться только при выполнении этих условии. Отсюда вытекают задачи коллективов профессиональных учебных заведении.
Президент страны выделяет высокое качество военного образования. Военные получают качественное образование прежде всего на основе высокой дисциплины и организованности.
Выделяя лучшие качество личности первую очередь отмечают собранность. Как бы не старались педагоги, какими бы они не были супер профессионалами старую истину не перешагнуть, которая гласит «знания можно только перенять» или другими словами прежде чем дать какие бы профессиональные знания надо приучить обучающихся к дисциплине в первую очередь.
На примере сдачи ЕГЭ можно судить о трудностях организации устранения влияния мобильных систем связи на обучающихся. Но это путь к улучшению качества знаний.
Святое место пусто не бывает, если не полоть сорняков трудно рассчитывать на хороший урожай. Ссылаясь на демократию мы не имеем право отдавать детей под влияние «легкой жизни». Тем более в профессиональном образовании мы обязаны привить любовь к труду. Учеба с трудолюбием всегда было основой обучения на Руси и мы имеем полное право гордиться своей многогранной историей достижений.
Добиваясь учебной дисциплины, прививая любовь к труду мы очищаем юные сердца от сорняков, от ложных представления о жизни и тем самым закладываем прочный фундамент на будущее детей и страны в целом.
Задачи определены, остается найти способы решения приемлемые к сегодняшним реалиям. Правовая база соответственно требует серьезного пересмотра со стороны государства. Сумеем организовать соответствующий настрой используя все правовые рычаги общества - получим достойный гражданам России результат.
Илдар Габдулхаевич КагировНяганский технологический колледж, ХМАО, г. Нягань, ул. Пионерская 26, преподаватель, тел. 89028569646, e-mail: kagirovildarHYPERLINK "mailto:kagirovildar@yandex.ru"@HYPERLINK "mailto:kagirovildar@yandex.ru"yandexHYPERLINK "mailto:kagirovildar@yandex.ru".HYPERLINK "mailto:kagirovildar@yandex.ru"ru