На площадке пресс-центра МИА "Россия сегодня" в рамках проекта "Дети в обществе" состоялся мультимедийный круглый стол на тему "Социализация детей: кому и чем помогают центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи".
Основными обсуждаемыми вопросами стали формирование новых задач для центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, а также возрастающая роль психолого-педагогических комиссий, которые не только определяют статус того или иного ребенка, спектр необходимой ему помощи, но и кардинальным образом реализуют принципы инклюзии и права детей с ОВЗ на образование.
Эксперты в области психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи из регионов отметили значимость опубликованныхв феврале 2015 года методических рекомендаций Министерства образования и науки РФ органам государственной власти субъектов в сфере образования по совершенствованию деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной (ППМС) помощи, а также отметили положительные тенденции в работе – усиление координационной функции и "командного" принципа деятельности таких центров.
По данным исследования, проведенного Московским городским психолого-педагогическим университетом, в России в настоящее время существует около 900 психолого-медико-педагогических комиссий. Проректор вуза Светлана Алехина отметила: "Около 60% комиссий работают как структурные подразделения ППМС-центров. И мы продолжаем удерживать эту идею".
В режиме видеомоста об опыте развития ППМС-центров в Новосибирске рассказала Светлана Самуйленко, директор ГБОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, "Областной центр диагностики и консультирования". Она отметила, что на сегодняшний день в помощи центров нуждаются около 17 тысяч детей, поэтому в регионе была создана сетевая модель ППМС-центров. Открыт центр для углубленной диагностики детей от 4 до 12 лет. В 2014 году в школах Новосибирска создано 15 служб сопровождения.
Людмила Скакун, директор Центра психолого-медико-социального сопровождения № 5 "Сознание" (Красноярск), отметила, что в зоне внимания городских центров находится более 4 тысяч детей с ОВЗ. Идет активное развитие центров по коррекционной работе с детьми раннего возраста.
В рамках мультимедийного круглого стола был представлен "Навигатор центров психологической помощи РФ, реализующих программы социализации и поддержки детей – 2015". На данный момент в него входят 367 организаций из 63 регионов России, однако работа еще ведется, и новые "точки" помощи родителям детей с трудностями в физическом или психологическом развитии скоро появятся на карте навигатора.
- Детей, которым нужна помощь специалистов, в стране очень много. Но зачастую родители не знают, куда обратиться за квалифицированной помощью. Поэтому роль центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи становится все значительнее. Они должны быть укомплектованы специалистами и работать в каждом регионе, – отметила Ирина Терехина, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России. Можно сказать, что миссией навигатора является обеспечение максимально широкого доступа к информации о работе центров.
"Любая семья, воспитывающая ребенка, имеющего трудности в развитии или адаптации, должна иметь возможность обратиться в ППМС-центр. С 15 лет ребенок сам может обратиться за помощью к специалистам", – подчеркнула Людмила Вакорина, заместитель начальника отдела образования детей с проблемами в развитии и социализации.
Как отметила Светлана Гусева, председатель правления Некоммерческого партнерства детских психологов и коррекционных педагогов по оказанию профессиональной помощи детям с особенностями развития "Содействие", деятельность ППМС-центров должна быть построена так, чтобы "родитель был вправе рассчитывать на то, что любой думающий специалист ППМС-центра готов рассмотреть любой запрос и оказать необходимую помощь".
http://www.ug.ru/news/14920