Алексеенко Оксана Георгиевна, преподаватель
ГОУ СПО «Яшкинский техникум технологий и механизации»
Кемеровская область, пгт. Яшкино
Моя педагогическая философия
Чтобы быть хорошим преподавателем,
нужно любить то, что преподаешь,
и любить тех, кому преподаешь.
В. Ключевский
Написать эссе «Моя педагогическая философия» для меня, преподавателя с небольшим стажем, оказалось трудным заданием.
Начну с того, что быть педагогом я никогда не мечтала. В детстве, как и многие девчонки, хотела стать то врачом, то актрисой, то певицей. Но жизнь внесла свои коррективы - я поступила в строительный техникум, и, закончив его, начала благополучно строить дома. Шли годы. И наступило время, когда моя профессия стала невостребованной. Судьба привела меня в педагогику. Это как раз тот случай, когда «не было бы счастья, да несчастье помогло». Вот уже четвертый год я работаю в техникуме, преподаю основы строительного дела, и чувствую, что это МОЁ.
Мои ученики - выпускники школ-интернатов VIII вида, с ними бывает ой как непросто, но я стремлюсь, чтобы наш техникум стал для них Домом, где отогреваются сердца. Работа стала для меня своего рода стройкой, где я по кирпичику собираю знания и умения детей, накапливаю опыт работы с ними.
Искренность в общении с учениками – это мой главный принцип. Приходя на занятие, да и просто общаясь с учениками, я раскрываю им свое мироощущение, свою систему ценностей, отношение ко всему, что происходит вокруг, несу им то, что я знаю и то, что мне интересно. И это должно быть искренне, любая фальшь будет моментально замечена и способна сразу все разрушить. Искренность рождает доверие и уважение. Я постоянно завоевываю их и, в свою очередь, сама учусь доверять своим ученикам. Это было первое открытие, сделанное мной, и, пожалуй, самое главное.
В первый год преподавательской работы, я не понимала, почему мои ученики плохо воспринимают информацию, когда все так просто и понятно. Потом поняла, что это мне понятно, а подросткам с интеллектуальными нарушениями - нет. Помните древнюю мудрость? «Учитель - это тот, кто способен спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершить восхождение». Как же это верно! Вместе! Вот эта мудрость и стала моим вторым педагогическим принципом.
И еще один важный момент – формирование стойкой мотивации учеников получить профессию и идти с ней по жизни. На своих занятиях я часто разговариваю с учениками на эту тему, желая вызвать у них интерес к получению знаний. Рассказываю про свою учебу в техникуме, в институте, и о том, как эти знания пригодились мне в жизни. Пытаюсь каждому на примерах объяснить, как в жизни пригодятся знания, умения и навыки, полученные в техникуме, насколько важно получить профессию, которая позволит тебе достойно и плодотворно прожить жизнь.
И, наконец, мой главный принцип: учиться всегда, везде и с интересом. Сегодня я могу с уверенностью сказать, что надо терпеливо и последовательно изучать основы педагогической науки и психологические особенности учеников, овладевать педагогическим мастерством, предвидеть возможные затруднения при усвоении учебного материала и т.д.
Таковы мои основные принципы, которыми я руководствуюсь в своей работе. Среди них нет более или менее важных, главных и второстепенных. Они взаимодействуют, и каждый из них является отдельным звеном единой системы воспитания и обучения…