Если учитель имеет только любовь к делу,
он будет хороший учитель.
(Лев Толстой)
О, Господи, я произношу, каждую ночь, засыпая и каждое утро просыпаясь. Спасибо тебе всемогущий за хороших родителей, мужа, детей, за хороших друзей, знакомых и родных, за хороших и способных студентов, за прекрасную работу, без которых я не представляю жизнь. Спасибо. И тут я понимаю, что я просто старею. Жизнь «бежит» так быстро, что порой за ней не угнаться! Вот только-только прошли те годы, когда мы стояли по 10 часов в очереди за половиной буханки хлеба в одни руки, прошел век талонов, чеков, мандаринов только на новый год и комиссионного магазина.
Но для сравнения всегда говорю, что мы – дети Чернобыля, наши деды – дети войны, наши дети – дети кризиса. Но какого кризиса? Со всеми благами, удобствами и комфортом? О чем сейчас мечтают дети? Это тайна, покрытая порой мраком!
Я с самого детства мечтала стать учителем. Это такая гордость! Эта такая честь! Когда была маленькая, я брала доску, мел, сажала кукол и объясняла им правила поведения, вела урок и знала, что когда я выросту, я буду непременно учителем. Время шло! Я пошла в школу и с замиранием дыхания, слушала каждого преподавателя, я вглядывалась в каждую клеточку рук этих поистине божественных людей. После одиннадцатого класса, передо мной открывались многие перспективы, такие как поступление в медицинский университет, КГУ на журналиста. Но я чувствовала, что это не мое! Я настолько любила профессию преподавателя, я настолько в нее влилась, что без этого не представляла жизнь. Я успешно поступила в 2003 году в Казанский Государственный Педагогический Университет, по специальности преподаватель биологии с дополнительной специальностью химия. Уже когда на третьем курсе началась практика я начала работать в школе. И тогда, я начала понимать, как сложно быть учителем. Ты должен чувствовать каждого ученика, ты должен научиться его слушать и слышать! Все это пришло ко мне сразу. Меня полюбили детки, я любила свою профессию, и конечно их – детей, ради которых стояла 45 минут у доски и как актриса, не смыкая не глаз, не губ, рассказывала что-то интересное. Окончив университет, я сразу устроилась преподавателем химии в медицинский колледж. Я ни одного дня не могу представить себя без работы, без детей. Этих прекрасных 30 пар глаз, которые с интересом наблюдают за рассказом. Дети – это наше зеркало души. Своим студентам я стараюсь дать всю свою любовь, всю свою энергию. Выложиться на сто процентов, передохнуть 10 минут на перемене, и быть свежим как лимон для другой группы. Я всегда говорю им: «Дорогие, я для Вас и мама и папа и друг и, конечно же, преподаватель». Порой дети подходят со своими проблемами, переживаниями, ощущениями, эмоциями, слезами. Для каждого я нахожу минутку времени, каждого я полюблю, объясню, помогу, успокою. Каждому протяну руку и учу студентов поступать также.
Однажды в двенадцать ночи раздается звонок, захлюпанный голос, говорит в трубку: «Марина Семеновна, а как Вы думаете, для чего жить, если тебя не любят?» Звонила Анна, у которой, я была куратором. «Ну как же не любят?» – отвечаю я. Уже примерно понимая, в чем дело. «Но…….» и тут я, обрывая фразу, говорю: «Анна, я тебя люблю, ты мне как дочь. Ты такая светлая, ты такая яркая, ты такая умная, ну как же тебя не любить? Ты сейчас где»? И не медля ни минуты, я сама была удивлена! «Я, я, я на крыше. И я не хочу жить!» - отвечает тихий и уже почти успокоившийся голос. Я сажусь в машину и еду к ней. Мы проговорили с Аней до утра. А весь этот сыр бор, был из-за молодого человека, которого она любила. Я отвезла ее домой, мы поняли друг друга. На следующий день я уже ее видела совсем в другом расположении духа, готовую учиться, познавать новое и быть успешной. Я понимала, что все-таки разговор не прошел мимо ушей. То, что произошло, знали не многие, но все не понимали, что же такого могла сказать учитель, что человек поменялся кардинально. Не поверите, ничего особенного. Просто я плакала и вспоминала свое детство. Как мы жили, как мы порой голодали, как, не смотря на все, были счастливыми детьми с играми: в «Пятнашки», «Чай-чай выручай», «Море волнуется раз» и многое другое. А сейчас посмотрите, все есть и ничего не надо. Друзей заменили планшеты, книги, заменили интернетом, игры на природе – компьютерными играми. Дети едят что хотят, дети одевают что хотят. А мы что….зашитые гамаши и киви лишь в 2000 году. Но жили-то мы весело. Жили-то мы хорошо. Мы уважали старших, ни один ребенок не сидел, если рядом пожилой. Мы здоровались и не отводили глаз, как любит делать молодежь нашего времени. Меняйтесь пока не поздно! И когда я рассказываю об этом детям, я у многих вижу сострадание. Деградируют не все, их единицы. И воспитание ли это, или какой – то другой фактор, сказать сложно. Но знаю одно, моя педагогическая философия, заключается в том, чтобы перехватить каждого ученика, его мысль, его частичку души, эмоции, лишь только наблюдая. Не затрагивая чувства, не затрагивая личные качества и просто быть самим собой. И тогда люди потянуться к Вам сами.
Порой в шутку говорю: «Гоните метлой, не уйду». Потому что четко знаю, без своей профессии, без своих студентов, жизнь просто замрет! А это верная гибель преподавателя, как личности! Скажите сумасшедшая, но каждую ночь, я проговариваю каждое слово, которое я скажу им – моим покорителям знаний, будущим медикам и просто детям – студентам!
И лишь отступлением……….
Фразы, которые знакомы каждому ученику (студенту):
*Выйди и зайди нормально.
*Двойку в журнале пока ставлю только карандашом.
*Что смешное я сказала? Скажи всем, вместе посмеемся.
*Кто хочет к доске? Лес рук.
*Если ты такой умный, встань на мое место и проведи урок, а я сяду на твое место и буду хихикать.
*Оценку я буду на двоих ставить?
*А голову ты дома не забыл?
*Сели! Звонок на перемену прозвенел для учителя.
Учитель пусть помнит, что он делает великое дело, которое нельзя делать с небрежением.
Стоило бы, например, каждому учителю записать себе на память:
1) Учитель, когда кланяется ему ученик, не оставляет поклон без ответного знака.
2) Не должен учитель сидеть на своем месте разгильдяем, и облокотившись руками на стол.
3) Ни ученик перед ним, ни он перед учеником не стоит, держа руки в карманах.
4) Учитель никак не опаздывает, и последним выходит их класса.
О, Господи, я произношу, каждую ночь, засыпая и каждое утро просыпаясь. Спасибо тебе всемогущий за хороших родителей, мужа, детей, за хороших друзей, знакомых и родных, за хороших и способных студентов, за прекрасную работу, без которых я не представляю жизнь. Спасибо.
Сагдиева Марина Семеновна, ГАОУ СПО "Казанский медицинский колледж", преподаватель химии.