Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Лев Николаевич Толстой.
Слово “учитель”, не стоящее в каком-либо контексте, вызывает у нас в сознании определенные ассоциации. Они, при всем разнообразии визуальных образов возникающих у нас в голове, схожи – мы представляем себе человека высокой нравственности и с высоким уровнем интеллекта. Этот образ настолько прочно закрепился за словом “учитель”, что мы можем считать “учителя” синонимом нравственности и разума. Так каким же должен быть настоящий учитель?
Лев Николаевич Толстой писал: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель». Классик определяет учительство с позиции любви – любви к делу и к ученикам. Это глубокое чувство должно наполнить его (учителя) жизнь. Вне этих определяющих границ мы не можем говорить об учителях и учительстве, потому что учитель, как врач или священник – это, как бы банально не прозвучало, не профессия, а призвание.
Исходя из этого тезиса мы можем говорить об учителе как человеке, растворенном в своем труде. В его задачу входит не только учить и, согласно китайской поговорке, «открывать двери», но и самому совершенствоваться. Наверное, главный путь самосовершенствования учителя – это смотреть и учиться у своих учеников. Гибкий молодой ум может оказаться гораздо мудрее чем наше сознание, вогнанное в рамки определенных знаний и опыта. Если человек может смирить себя, свой опыт и свои знания до того, чтобы учиться у «малых сих», то он действительно достоин называться учителем.
Учителя – это «соль земли», которая не должна «потерять силу». Конечно, они тоже люди и имеют право на ошибки. Но ошибки учителей могут иметь катастрофические последствия. Учителя обладают властью, говорил Уинстон Черчилль, о которой премьер-министры могут только мечтать. И именно из-за этой власти – власти над юными умами, учитель всегда должен взвешивать свои слова и поступки. При чем этот самоконтроль должен присутствовать во всей его жизни.
Вспоминаю знакомого профессора, который говорил: «преподавание – это рисование в умах». То, что дается учителем – это один из основных камней в фундаменте мировоззрения молодого человека. И, конечно, учительство – это искусство.
Искусство преподавать – одно из древнейших и высших, которое существует в этой Вселенной. Учитель, как поэт, должен уметь «глаголом жечь сердца людей», как музыкант - «оживлять связующие нити», как художник – творить пейзаж мироощущения.
Сила и энергия, которую вкладывает педагог в ученика, могла бы быть направлена в иное русло, но, действительно, учительство есть самое достойное применение для своих сил. Действительно, смотря на хорошего ученика, вспоминаешь слова Горация: «еxegi monumentum» .
Лучшая благодарность, которую может получить учитель – это труд своих учеников, их заинтересованность. На мой взгляд, лучше всего это выражено в стихотворении неизвестного автора, которое давно стало классическим для прочтения на концертах посвященных «Дню учителя»:
Учительство - не труд, а отреченье,
Умение всего себя отдать,
Уйти на долгий подвиг и мученье,
И в этом видеть свет и благодать.
Учительство - когда в глазах холодных
Зажжется понимания заря,
И ты поймешь: старался не бесплодно
И знания разбрасывал не зря.
Осыпанный цветным дождем букетов
И озаренный блеском сотен глаз,
Прими, учитель, не слова привета,
А часть души от благодарных нас!
Часть души – это то, что ученики могут отдать своим учителям, ведь сам учитель отдает всего себя для формирования Человека.
В заключение, хотелось бы вспомнить слова Генри Брукса Адамса: «учитель соприкасается с вечностью: он никогда не знает, где заканчивается его влияние». Всем нам нужно помнить, что настоящий учитель это тот человек, для которого учительство стало образом жизни.