Моя педагогическая философия
Величайшая польза, которую можно извлечь из жизни, - потратить жизнь на дело, которое переживет вас.
Уильям Джеймс
Кем быть? Этот вопрос встает рано или поздно перед каждым человеком. Моя мама хотела, чтобы я стала экономистом, бабушка – врачом, я же знала точно - буду педагогом! С детства учителя казались мне необычными людьми, которые знали всё на свете. А как же иначе? Ведь в школе учителя учили и будущих учёных, и будущих космонавтов, и писателей. Мне очень повезло с педагогами, и в школе, и в институте. В институте особенно. Это были действительно мастера своего дела, люди, которые ни на секунду не дали мне усомниться в правильности моего выбора. Первая же практика в школе показала – это моё, я сделала правильный выбор.
Четверть века прошло с тех пор… Было всё – ошибки, трудности, огорчения, но разочарование – НИКОГДА.
Педагог… Кто он? Это профессия или что-то другое… Думаю, это образ жизни, мыслей; это состояние души, призвание, талант; это мастерство актёра, способность юриста, судьи и дипломата.
Плохой учитель преподносит истину,
Хороший - учит ее находить.
А. Дистервег.
К сожалению, сегодня химия для многих - далеко не самая важная дисциплина, хотя значимость химии для сельского хозяйства трудно переоценить, тем более, что большинство профессий и специальностей нашего техникума имеют сельскохозяйственную направленность.
И моя задача - показать ребятам, что химия - это не нагромождение непонятных трудных формул, а интересная и необходимая в их будущей профессии дисциплина. Как этого достичь? В каждый урок я вкладываю частичку творчества, провожу исследовательскую работу, не навязывая студентам тему, а давая возможность самому узнать то, что давно интересовало.
Даю возможность на рутинные вещи посмотреть по-новому. С поварскими группами мы исследуем состав масел, наличие витаминов в продуктах питания. С мастерами сельхозпроизводства исследуем удобрения, с ветеринарными фельдшерами рассматриваем свойства кормов и т.д. Готовясь к занятиям, мне помогают интернет-ресурсы и оснащение моих кабинета и лаборатории – интерактивный комплекс, цифровой микроскоп, учебно-лабораторное оборудование «PHYWE». А чтобы использовать всё это оборудование в полной мере приходится изучать много нового, профессионально расти, изучать новые технологии, идти в ногу со временем
Нужно сотворить себя как личность, потому что, как писал Ушинский, «только личность может воспитать личность». И мне ясно, хороший учитель всегда учится сам.
Считаю, что педагог должен постоянно развиваться. Он не должен только углублять свои знания по преподаваемому предмету, не только изучать методическую литературу, но и расширять свой кругозор, не останавливаться на достигнутом. И, в конечном итоге, педагог должен стремиться стать мастером своего дела.
Свою профессиональную деятельность я соотношу со следующими постулатами:
- уважай в студенте Человека, Личность;
- постоянно ищи возможность саморазвития и самосовершенствования;
- передавай ученику знания так, чтобы он хотел и мог их осваивать, был готов их использовать в различных ситуациях и в своем самообразовании.
Образование – это неразрывное единство обучения и воспитания. Задача системы образования сегодня – не только в формировании индивида с широким мировоззренческим кругозором, с развитым интеллектом, с высоким уровнем знаний, но и в развитии духовной личности, от интеллектуального, политического, культурного уровня которой во многом будет зависеть будущее общества.
Ведь в конечном итоге мы выпускаем не просто специалистов своего дела, но и гармоничную личность, способную жить согласно общечеловеческим принципам.
К сожалению, приходится наблюдать за изменением человеческих ценностей и молодое поколение как зеркало отображает эти изменения. Исчезнувшее было слово «дефицит» снова возвращается к нам. Только речь идёт не о продуктах и вещах. Сегодня мы ощущаем дефицит внимания, доверия, любви, душевной теплоты к человеку.
Являясь руководителем учебной группы, я часто провожу открытые внеклассные мероприятия духовно – нравственной и патриотической направленности. Не должно быть бездействующих людей, не замечающих красоты, глухих к теплому слову, безразличных к судьбам человечества. Поэтому я стремлюсь к тому, чтобы любая нравственная ценность стала непременной частью каждого студента. Это актуально особенно сейчас, когда телеэкраны буквально напичканы развлекательными каналами, порой не самого высокого качества.
Студенты моей группы с большим удовольствием, интересом и ответственностью участвуют в мероприятиях, посвящённых великим событиям, людям и т.д. («Государственные символы России»; «День Единения»; «Маршал Жуков»; «Памяти павших будем достойны»; «Афганистан болит в моей душе»; «Чернобыль – чёрная боль»; «В честь защитников Отечества»; Давным-давно прошла война»; «Современная молодёжь о войне».
Суть моей педагогической философии лучше всего выразить словами великого русского писателя Льва Николаевича Толстого: «Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным».
Когда-то моя мама хотела видеть меня экономистом, а бабушка - врачом. Прекрасные профессии, нужные и полезные людям. Возможно, я могла бы стать успешной в какой-то из них. Не спорю. Но это бы была совсем другая Я…
Эссе преподавателя химии и спецдисциплин ГБОУ СПО РО "Октябрьский аграрно-технологический техникум" Задёра Марины Ивановны