Проф-обр.рфФорум ПрофобразованиеПрофконкурс.рф
Вход
Имя пользователя:
Пароль:
Автоматический вход: 
:: Забыли пароль?
Уважаемый гость! Форум Профобразование - это единственный самостоятельный интернет-проект для работников НПО и СПО. Регистрация на форуме автоматическая, занимает 1 минуту, после заполнения регистрационной формы.
Контекст
◄ НАВИГАЦИЯ ►
seodon.ru - Создание блочного вертикального меню
Интернет-издание
Последние темы
Коллеги) у кого есть КОС по английскому языку для Среднего проф образования, или хотябы начального))
авторMick Ср 17 Янв 2024, 10:05

Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в с\х
авторВиктор Иванович Вт 16 Май 2023, 11:52

Демоэкзамен
авторRino4ka Ср 07 Сен 2022, 09:48

КТП по материаловедению для МЖКХ
авторАн Ср 13 Янв 2021, 14:59

НАШ БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК
авторНата/П Пт 18 Дек 2020, 14:26

С Днём рождения Нина Станиславовна!
авторАлександр Ср 12 Авг 2020, 10:36

09.02.01 «Компьютерные системы и комплексы» МДК Установка и конфигурирование периферийного оборудования
авторluna0904 Чт 23 Июл 2020, 15:00

Форумчане, мы еще функционируем???
авторАлександр Пт 17 Апр 2020, 09:55

Законодательство РФ по ТКО или что утаивают региональные операторы
авторxela_dat Вт 03 Дек 2019, 19:39

Сотрудничество
авторНаталия Акимова Пн 26 Авг 2019, 08:29

С Днем Рождения, Александр Алексеевич!
авторАлександр Ср 21 Авг 2019, 08:34

Формирование личностных УУД у учащихся младших классов во внеурочной деятельности
авторt_pikova@mail.ru Пт 21 Июн 2019, 19:52

Курсовая работа _спец. "ДОУ и Архивоведение"
авторТатьяна Курашева Сб 27 Апр 2019, 01:07

Презентации по профессии "Электромонтер"
авторКарелина Татьяна Юрьевна Пн 15 Апр 2019, 20:57

С Новым 2019 годом!
авторАлекс6801 Ср 16 Янв 2019, 11:12

Тестовые задания по профессии "Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования в с/х производства" по ПМ 02.01. "Обслуживание и ремонт электропроводок"
авторВиктор Иванович Пт 09 Ноя 2018, 09:47

Так что же изменилось, и что делать
авторВячеслав Омерович Пт 26 Окт 2018, 22:47

НУЖНА КОНСУЛЬТАЦИЯ по КЛАССНОМУ РУКОВОДСТВУ
авторxela_dat Вс 14 Окт 2018, 16:08

С ДНЕМ УЧИТЕЛЯ!!!
авторОльга Андреева Пт 05 Окт 2018, 09:52

ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРОЧТИТЕ! Оформление библиографического аппарата
авторNinaOkon Пн 03 Сен 2018, 00:05

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО, консультации
авторАлексей Романов Ср 15 Авг 2018, 14:09

Военно-патриотический клуб: проблемы, перспективы
авторVladlen Чт 12 Июл 2018, 18:41

Размышление о нравственности.
авторVladlen Сб 30 Июн 2018, 14:19

Подросток и взрослые
авторVladlen Сб 30 Июн 2018, 14:11

ГБПОУ Иркутской области "Киренский профессионально-педагогический колледж"
авторVladlen Чт 28 Июн 2018, 20:55

С Днём Пограничника 28 мая
авторVladlen Ср 27 Июн 2018, 22:18

Кабинет электротехники и электроники
авторИринанет Пн 18 Июн 2018, 07:06

Повышение квалификации по ТОП-50
авторdajwa Вт 12 Июн 2018, 14:51

Алгоритмы
авторВячеслав Омерович Вс 10 Июн 2018, 22:52

ТРЕБУЕТСЯ ПОМОЩЬ!
авторАлексей Романов Чт 07 Июн 2018, 11:19

С ДНЁМ ПОБЕДЫ!
авторАлександр Ср 09 Май 2018, 21:55

Опять реформы?
авторВячеслав Омерович Пт 04 Май 2018, 22:26

Новый подход к организации профессионального образования
авторАлекс6801 Пт 04 Май 2018, 10:20

Владимир Путин: “Необходимо выстроить целостную систему подготовки квалифицированных кадров с учётом лучших международных практик”
авторАлекс6801 Пт 04 Май 2018, 10:05

Нынешние проблемы образования - будущие беды государства
авторАлекс6801 Пт 04 Май 2018, 09:56

Новости образования
Сертификат участника
Загрузка файлов
Инструкция как загрузить файл на сайт

Загрузка документов


Загрузка картинок

J-P-G.NET - быстрый и бесплатный хостинг картинок
Быстрый и бесплатный хостинг картинок

Поделиться | 
 

 Историко-сравнительный анализ якутского нагрудного украшения «Илин кэбиhэр» и хакасского «Пого»

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз 
АвторСообщение
Ираида Ивановна

Ираида Ивановна

Женщина Имя : Ираида
Отчество : Ивановна
Сообщения : 8
Рейтинг : 22
Репутация : 0
На форуме с На форуме с : 2013-11-22
Откуда : Республика Саха (Якутия)


Поделиться ссылкой

Историко-сравнительный анализ якутского нагрудного украшения «Илин кэбиhэр» и  хакасского «Пого» Empty
СообщениеТема: Историко-сравнительный анализ якутского нагрудного украшения «Илин кэбиhэр» и хакасского «Пого»   Историко-сравнительный анализ якутского нагрудного украшения «Илин кэбиhэр» и  хакасского «Пого» Contro11Пт 22 Ноя 2013, 09:16

1
Министерство профессионального образования, подготовки и
расстановки кадров Республики Саха (Якутия)
ГБОУ РС (Я) "Профессиональный лицей №2"


VI республиканская научно-практическая конференция
«Шаг в будущую профессию»,
посвященная Году Истории в Российской Федерации и Году единения и дружбы народов в Республике Саха (Якутия)




Историко-сравнительный анализ якутского нагрудного украшения «Илин кэбиhэр» и хакасского «Пого»











Автор: Ефимова Кристина, учащаяся I-го курса группы по профессии "Продавец, контролер-кассир"
Руководитель: Баишева Ираида Ивановна, мастер п/о




с.Графский Берег, 2012



СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………………. 3
1. Исторические факты возникновение нагрудного женского украшения якутов……. 5
2. Пого - женское нагрудное украшение хакасов……………………………………….. 8
3. Практическая часть……………………………………………………………………... 12
Заключение……………………………………………………………………………… 14
Литература………………………………………………………………………………. 15






















ВВЕДЕНИЕ

Одним из важных элементов этнической культуры, отличающимся значительной устойчивостью и преемственностью, ярким выразителем ее специфических черт и уровня развития, является традиционный костюм и, в частности, украшения. Украшения как древнейшее полифункциональное явление этнической культуры со сложной символикой, в котором отражены древние религиозные представления и особенности художественных традиций, один из традиционных объектов этнографических исследований.На различных этапах развития общества менялись не только средства и способы ношения украшений, но и их назначение. С древнейших времен люди создавали украшения не только из эстетических соображений, но из-за веры в приписываемые им чудодейственные свойства. Не случайно первыми украшениями человека были перья и клюв птиц, когти и клыки животных, одна изначальных функций украшений-магическая.Исследователей всегда привлекали украшения различных племен и народов.
Актуальность темы исследования:Современное состояние мировой культуры можно характеризовать как кризисное. В этом контексте актуальным становится исследование культурно-исторического опыта традиционных этнических культур, которые, по утверждению генерального директора ЮНЕСКО М. Боу - есть составная часть наследия, необходимого для дальнейшего развития человечества. В свою очередь, исследование семиотического выражения картины мира якутов,хакасов вносит вклад во взаимопонимание и толерантность отношений различных этнических культур народов России.
Целью работы является: Культурологический анализ основных элементов нагрудных украшений народов саха и хакасов«Илинкэбиhэр» и «Пого».
В ходе исследования поставлены следующие задачи:
- изучить научно-популярную литературу;
- изучение исторических фактов возникновение нагрудного женского украшения «Илинкэбиhэр» и «Пого»;
- применение бисера для нагрудного украшения в современных условиях.
Объект исследования:Исследование ремесла нагрудного украшения якутского «Илин-кэбиhэр» и нагрудного украшение хакасского «Пого».
Предмет исследования:Нагрудные украшения якутского и хакасского народа «Илин-кэбиhэр» и «Пого».
Методы исследования:
- ознакомиться с общей технологией изготовление ювелирных украшений;
-проектирование эскиза;
- практическая работа по изготовлению.
В основу исследования положена гипотеза:Если изучить научно-популярную литературу,исторические факты возникновение нагрудного женского украшения якутов и хакасов«Илинкэбиhэр» и «Пого» то можнопровести культурологический анализ основных элементов нагрудных украшений.




















ИСТОРИЧЕСКИЕ ФАКТЫ ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАГРУДНОГО ЖЕНСКОГО УКРАШЕНИЯ ЯКУТОВ

Шейная гривна кылджы – один из наиболее архаичных и устойчивых видов традиционных украшений якутов. В прошлом они, по-видимому, бытовали как самостоя-тельный вид украшения. Это подтверждается и материалами раскопок якутских захоро-ненийХVIIIв. В ХIХ в.кылджы- составная часть женских украшений, к которой подвешивались передняя и задняя части нагрудно-наспинного комплекта илин-кэлинкэбиhэр.
Якутские гривны по своему происхождению – пожалуй, одноиз самых загадочных украшений. Они представляют собой древнейший вид металлических обручей, широко бытовавших у многих племен и народов Ближнего и Среднего Востока, Западной и Восточной Европы. Давно исчезнувшие в этих странах металлические гривны сохранились только у якутов вплоть до ХХ в., подобные украшения не были известны у других сибирских народов.
Якутские обручи типологически(по форме и конструкции) весьма близки к витым гривнам, встречающимся в восточно- славянских курганах Х-ХIIIвв. Одно из характерных сходств якутских и древнеславянских гривен-витость или ее имитации в виде косой винтообразной нарезки, что, видимо,является древним и устойчивым художественным приемом, характерным для данного вида украшения, их сближает и функциональная сторона украшений вятичей. Якутские гривны, как и когда-то на Древней Руси, были «принадлежностью женского наряда».
Наиболее ранние гривны из археологических раскопок древних якутских могил относятся к первой половине ХVIIв. В.П.Дьяконова описывала гривны, хранящиеся в коллекциях МАЭ, в основном датируемые ХVIII-началом ХIХ в. И.В. Константинов исследовал археологическиематериалы, извлеченные из древних якутских захоронений ХVIIIв. Сравнивая найденные им гривны из древних захоронений с музейными экземплярами, описанными В.П. он отмечал их тождественность. Исходя из имеющегося материала, они выделили три типа якутских шейных гривен.
Гривна в виде массивного кольца с сужающимися несомкнутыми концами, которые загнуты в наружную сторону и образуют маленькие петельки для завязок. По кольцу проходит витой рельеф. Концы гладкие, четырехугольные, иногда на лицевой стороне имеют узор в виде кружков, точек, зигзага и т.п. Гривны латунные с большой примесью меди, литые.
Гривна с передней утолщенной частью, имеющая четыре- пять петлеобразных изгибов, длиной 4-5 см.
Гривны плоские.Кованые, обычно из низкопробного серебра. Ширина нижней расширенной части 1,5 см. Концы гривны не сомкнуты и загнуты в видепетель, стянуты узким кожаным ремешком. На лицевой стороне обычно выбит узор или гравированный орнамент растительного характера.
Гривен наиболее распространенный. Многими исследователями отмечено бытование их вплоть до начала ХХ в. Гривны этого типа имеют одну конструктивную основу, отличаются лишь размерами и небольшим декором на концах в виде гравированного или штампованного рисунка. Более поздниекылджы изготовлены из низкопробного серебра.
Гривны с петлеобразными изгибами, по-видимому, очень рано вышли из употребления, так как данных об их бытовании крайнемало. Судя по всему, подробнее гривны не характерны для ХIХ в. Это подтверждает Р.Маак, посетивший Вилюйский округ в середине ХIХ в., он писал: «Шейный обруч, употребляемый в настоящее время ( 50-е годы ХIХ-А.С.) якутами, отличается от того, который носили в прошлом столетии. Главное различие состоит в том, что прежде к обручу не прикреплялась пластина, а украшения привязывались к четырем или пяти петлям,находившимся на обруче». Гривны этого типанайдены в основном в древних захоронениях, относящихся к ХVIIIв., и представлены относительно небольшим количеством образцов.
Одно из наиболее древних самобытных женских украшений, занимавших центральное место в их традиционном комплекте. Отличается монументальностью форм, сложной конструкцией и разнообразием видов. Следует отметить, что для этой группы украшений данное название довольно условно, так как отдельные их виды некогда назывались кылджыбыата. Имеющийся материал по данному виду украшения позволяет выделить в нем два основных типа
Состоит из головного ременного ободка-начельника и собственно украшения, спущенных от него на грудь полос из металлических цепей и серебряной круглой бляхи в середине. Две полосы цепей прикреплены к затылочной части головного ободка и, слегка огибая уши сзади,опуская на грудь и соединяются в большую круглую бляху. С которой также ниспадают полоски цепей. Оканчивается украшение различными щеркунцами и мелькими подвесками. Длина украшения обычно до или ниже пояса. Формы цепей такие же, как в других украшениях. Круглая бляха(кюн) имеет слегка выпуклую форму, в центре ее обычно штампованная выпуклина или прикрепленный медный кружочек. Диаметр бляхи в среднем 7-8 см. Бляхи имеют богатый орнаментальный декор в виде розеток, заполненных криволинейными и растительными мотивами узора. Форма цепей, количество звеньев, размер и декор круглой бляхи часто варьируются. Украшение широко бытовало вплоть до начало ХХ в. Данный тип следует считать одним из наиболее древних, украшения подобной конструкции найдены в дохристианских захоронениях ХVII-ХVIIIвв.
Наиболее распространенной разновидностью данного украшения является комплект, состоящий из гривныцентральной части – широкой системы цепей- подвесок, вплетенных вперемежку с цветными стеклярусом, бусами, и двух параллельно к ним опущенных боковых полосок цепей.
Центральная часть обычно состоит из двух деталей:
а) металлической(серебряной) пластинки прямоугольной формы, прикрепляемой ровдужнымиремешкамик передней части гривны. Пластинки обычно имеют богатый гравированный или прорезной орнамент;
б) серебряных цепей, ниспадающих от пластинки в несколько рядов, чередующихся различными формами мелких звеньев. Их длина зависит от формы украшения, обычно 30-50 см, цепи опускаются ниже талии. Украшение оканчивается различными мелкими подвесками и пластинками.
Две боковые узкие полосы цепей прикрепляются к задней части гривны и перебрасываются на грудь и параллельно располагаются в центральной части. Боковые полосы обычно длиннее, чем центральная часть. Встречаются несколько вариантов этоговида украшений, различающихся по форме, технике, и размеру и составу мелких деталей. Данный тип нагрудных украшений, видимо более позднего происхождения, во всяком случае, в ранних дохристианских захоронениях ХVIII в. археологами не обнаружено подобных украшений. По некоторым данным этот тип украшений назывался кылджыбыата. Разновидность этого подтипа представлена образцом из коллекции Якутского государственного музея. Главное отличие от типа 2- наличие круглой выпуклой бляхи, находящейся в центрецепей и подвесок. Серебряная бляха имеет гладкую выпуклую поверхность, по краям проходит орнаментированная полоска, в центре – медная заклепка. Вместе типичной прямоугольной пластинки присутствуют три орнаментированные пластинки трапециевидной формы, прикрепленные к гривне и придерживающие всю систему цепей.


ПОГО- ЖЕНСКОЕ НАГРУДНОЕ УКРАШЕНИЕ ХАКАСОВ

Съемные украшения, несомненно, придают своеобразие и специфику хакасскому костюму, в котором отражается весь комплекс традиционной культуры народа.Современное бытование этих предметов связано с еще сохраняющимися в сознании людей традиционными представлениями о хранительной и множительной силе хакасских украшений.Одно из оригинальных украшений хакасской женщины является нагрудное украшение пого,которое имеет глубокие исторические корни. На некоторых каменных изваяниях, относящихся к Окуневской культуре (2 тысячи лет до нашей эры),личины напоминают современноепого. Они представляют совершенно уникальное явление, которое смело можно ставить в один ряд с другими шедеврами древних цивилизаций, такими,как каменные скульптуры острова Пасхи,Центральной Америки и другими чудесами Старого и Нового Света. Пого – украшение полусферическое, иногда подковообразное по форме, размером от15х15см до 25х25см, выполненное в технике вышивки бисером, мелкими коралловыми бусинами и перламутровыми круглой формы бляшками тана с кораллом по середине. Жесткая основа – чабаделается из нескольких одинаково выкроенных лоскутов материи по форме нагрудника, затем все они поочередно проклеиваются между собой сваренным из муки клейстером. Когда он высохнет, то получится плотная, но гибкая основа для вышивки, или берется кусок дубленной или тонкой кожи и вырезается пого. Термин чаба/чамана хакасском диалекте сохранился еще в значении“кожа, шкура”.
На основу сначала прикреплялись от трех до пяти круглых перламутровых тана с коралловым глазком. Затем каждая тана обшивалась бисерными или коралловыми низками. Основной акцент был на перламутровыетана. Их нечетное количество – обязательное правило, которое соблюдается до сих пор. Расположение круглых танаподчинено схемам, издревле встречающимся на каменных изваяниях. В изделиях конца 19 века перламутровые тана заменяются ажурными пластинами, круглыми или овальными пуговицами. Неизменным остается четкое расположение нечетного количества кружков (трех, пяти, редко –семи), обшитых вкруговую низками из бисера или бусин.
Нередко на пого можно увидеть раковины каури. Они известны как обереги с глубокой древности у многих народов Евразии. Каурипоявились на территории Хакасии еще 3 тысячи лет назад в Карасукскую эпоху. Позже в период Средневековья они были широко распространены в Древне-хакасском государстве. Завозились они из Индии по знаменитому Великому шелковому пути через Китай, Тибет, Монголию. Раковины каури по-хакасски называется чысланас, что в переводе значит: чыслан – змея, нас /мас/ – голова,предположительный перевод – “Голова змеи”. И только в кызыльском диалекте хакасского языка раковины каури называют, тибетiзi(буквально:зуб верблюда ). Одно из принятых русских названий раковины каури – ужовка, что соответствует по смыслу приведенному ранее. У хакасов считается, что раковина каури обладает свойством притягивать душу ребенка.
В музейных коллекциях пого раннего периода нет бахромы, выполненной из бисера или гирлянд из них, завершающих изделие, хотя на них есть следы их бытования. Это можно объяснить двумя причинами:
1. Бахрома из бисера появилась позже;
2. Бахрома отпарывалась, когда украшение передавалось в руки коллекционеров.
При изготовлении современныхпого, мастерицы используют либо прежние, доставшиеся от матери традиционные тана, либо бисер или коралловые бусы, но чаще прибегают к простому бисеру и бусам, предлагаемых современной торговлей. Неизменными остаются форма изделия,характер вышивки.Длинные ремешки, часто зашитые перламутром или металлическими бляшками, позволяют предположить, что раннее музейные пого должны были находиться на уровне живота женщины. Современные женщины носят их на уровне груди.
Назначение пого связано с важным событием в жизни человека – вступлением в брак,созданием семьи. Пого одевали замужние, семейные,многодетные женщины (именно они могли выступать в роли свах). Оно одевалось поверх праздничной (в литературе – свадебной) одежды. Обычно пого делала мать еще до замужества дочери, но бывало,что уже после свадьбы пого для своей жены изготавливал муж. [Бутанаев, 1996г].
Представляет интерес термин пого.В этимологическом словаре древнетюркского языка основа ба-значит “привязывать, связывать,повязывать”, баг – “повязка, узел, родовой узел”, баграм – “праздник”, багатур – “великий, величие”. Изменяясь во времени, термин пого мог вобрать в себя и сохранил на наш взгляд,значение родового узла счастья, величия, что соответствует общей тенденции: народные символы всегда несут точную смысловую нагрузку. Кроме того, есть глаголпоf – / поFарFа, поорFа, / – завязывать узел.
Можно предположить, что у древних хакасов жизнь человека от рождения до смерти проходила при “участии” святил, и нагрудное украшение пого является символом жизни, плодородия, процветания. Исследователи не без основания видят в хакасскомпого отдаленные аналоги с изображением личин каменных изваяний Иней тас Окуневской культуры.
Форма пого – полусфера, современные мастера делают стилизованные:почкообразной формы и в форме сердца. Полусфера – это наиболее важная деталь, несущая главную семантическую нагрузку.Видимо полусфера символизирует небосвод,поэтому строго выполняется во всех нагрудных украшениях. Тана как солярный символ пого часто имеет форму круга с лучами внутри.Существовало мнение, что так изображались астральные знаки или колесницы. Много столетий тому назад хакасские женщины вышивали пого, не только как украшение, но и как оберег от несчастий и злых духов. По поверью хакасов, если душу украдёт нечистая сила или она покидает человека, он заболевает или умирает. Поэтому нужно оберегать душу, и орнамент пого выполняет функцию оберега. С далёких времён главной обладательницей пого считалась сваха. Она одевала его на время свадьбы, самой важной деталью её убранства считался нагрудник. По складывающимся столетиями законам свахой не может быть незамужняя или бездетная, так как пого – символ плодородия и женского начала. У свахи должно было быть не менее пяти детей. Это украшение замужней женщины. Оно передавалось как семейная реликвия от матери к дочери. Его готовили женщины своим дочерям перед свадьбой.
Оно относится к одному из дорогостоящих украшений. По преданию надевание нагрудника пого на свадьбу было связано с культом древней богини Умай (божество, охраняющее материнство и младенчество), охранительницей детских душ. В старинных пого можно проследить орнаментальные схемы, ведущие начало из глубины веков. Они близки узорам на личинах каменных изваяний Минусинских степей III – II тысячелетий до нашей эры. Большие перламутровые пуговицы образуют глаза, нос, рот, уши – без глаз оно считалось неживым. Иногда можно увидеть на лбу третий глаз, что символизирует духовное зрение, означает умение видеть необычное. Каждый узор несёт сакральный смысл. Число элементов на женском украшении должно быть обязательно нечётным. И таких элементов в работах рукодельниц очень много.
По форме оно напоминает почку (зарождение жизни), часто встречается в форме круга, есть изображение, означающее связь трёх миров: верхнего (космического), среднего (земного) и нижнего (подземного). Также встречается и квадрат как символ земли и неба. Пого в форме сердца (любовь) говорит о добром, широком сердце.
Основу, вырезанную в виде полумесяца с закруглёнными рожками, обтягивали плисом или бархатом, обшивали перламутровыми пуговицами, кораллами, бисером в виде кругов, сердечек, трилистников, почек и других узоров, раковинами «каури», которые привозились с далёкого Индийского океана. Вдоль бортов нагрудник пого окаймлялся жемчужными пуговицами. По нижнему краю пускалась бахрома из бисера с мелкими серебряными монетками на концах, которые отпугивали нечистую силу своим чистым звуком.
Ныне, в основном следуя традиционным схемам, мастера вносят в композицию немало своего, придерживаясь других орнаментальных ритмов. В настоящее время пого как нагрудное украшение получило широкое распространение среди хакасских женщин, которые одевают его на любой праздник.





























ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Изучив историю возникновения нагрудных украшений двух народов якутов и хакасов,мы узнали очень многое то что у тюркских народов украшения всегда наделялись особыми свойствами: выступали в качестве оберегов, хранителей души человека, обладая особенной силой против нечистых духов; служили как бы овеществленным носителем будущего семейного благополучия, а также знаком половозрастного и семейного статуса. Все изделия и предметы быта украшались разнообразными узорами, которые служили основой декоративных украшений. Посредством этих орнаментов мастера передавали чувство прекрасного к природе и жизни, так как узор, составляющий орнамент нес символический замысел художника (мастера). Особенно богатый орнаментальный декор имеют женские украшения. Изделие ценилось больше по своему декоративному оформлению нежели по качеству материала. Благодаря яркому, пышному графическому декору якутские украшения приобретали особую выразительность и торжественность. Металлические украшения, как и у многих народов, являлись предметами роскоши. Богатые украшения владельцев, особый символ знатности. Дорогой набор металлических украшений могли иметь богатые, низшие социальные слои ограничивались лишь недорогими серьгами и кольцами, а беднейшие категории населения вовсе не имели каких- либо украшений.
В последние годы в стране и Республике Саха и Хакасия наблюдается тенденция к возрождению и сохранению забытых народных обычаев и традиций. Растет интерес к культуре своего народа и у подрастающего поколения. Элементы национальной одежды, украшения используются молодежью в повседневной и нарядной одежде.Среди большого числа хакасских украшений первенство по праву принадлежит пого–характерному женскому нагрудному украшению.Особую популярность пого имеет и у современной молодежи.
Традиционно « Илинкэбиhэр» носили женщины из богатых семей. Поэтому они всегда были в цене и в наше время с низким доходом не могут приобрести или купить «Илинкэбиhэр»из серебра. Люди начали использовать разные материалы изготовления «Илинкэбиhэр» например: бересту, простые металлы, мельхиора, бисером. Для меня оказалось самым доступный материал бисер. Хакасы тоже использовали бисер для украшения «Пого». И мы решила сшить«Илинкибиhэр» из бисера. Для этого мы использовала следующие материалы:бихарча, картон и бисера. Выбралихарча серебристого цвета еще пайетки простые, бисер маленького размера, кристаллические бисеры и праза. Бусы и бисер известны своими охранно- магическими свойствами. Цвета бисера на нашем изделии были выбраны не случайно. Именно белый цвет олицетворяет для девушки чистоту его души и сочетается с черным цветом.
Мы «Илин кибиhэр» сшили для вечернего платья, также использовали ее для показа Моды в нашем лицее. Современный наряд, как и в прошлом, невозможно представить без разнообразных украшений. Каждая девушка, надевая нагрудное украшение, не только подчеркивает свою красоту, индивидуальность, но будет помнить, дорожить ценностями своего народа, достойно представляя его лицо, неповторимой и самобытный облик. Недорогая цена и оригинальный дизайн привлечет покупателей различного возраста, особенно молодежь, ограниченную в средствах, но которая любит менять украшения.

























ЗАКЛЮЧЕНИЕ

При сравнительном изучении ремесленных традиций якутских мастеров обнаруживается большие сходства с южно-сибирской,торевтикой и искусством среднеазиатских народов. Такие традиционные приемы ремесла, как литье, чеканка, штамповка, выколотка, имеют много общего с художественным металлом бурят, тувинцев, хакасов, киргизов, казаков и др. Это объясняется тем, что художественная обработка металла у якутов связана с древнейшим занятием тюркских народов, рано выделившимся как самостоятельный вид искусства. В настоящее время , как правила не носят старинные украшения, за исключением отдельных видов. В основном бытуют несколько видоизмененные, осовремененные серебряные и золотые украшения в национальном стиле. Изделия некоторых молодых мастеров- ювелиров приобретают музейно-выставочный характер, для показа их в качестве экспоната. Появляются особая группа современных украшений концертно- сценической направленности для участников художественной самодеятельности из мельхиора,латуни и других дешевых цветных метало сплавов.Несмотря на это, современный период развития якутских украшений представляет собой новую яркую страницу истории ювелирного искусства народа саха. Декоративно- прикладное творчество хакасов имеет богатое культурное многовековое наследие: художественная обработка металла, дерева, бересты, кузнечные изделия из железа и бронзы, орнамент и аппликации из кожи, инкрустации, художественное шитье. В последние годы в Республике Хакасия наблюдается тенденция к возрождению и сохранению забытых народных обычаев и традиций. Растет интерес к культуре своего народа и у подрастающего поколения. Элементы национальной одежды, украшения используются молодежью в повседневной и нарядной одежде.Среди большого числа хакасских украшений первенство по праву принадлежит пого– характерному женскому нагрудному украшению.Особую популярность пого имеет и у современной молодежи, потому так важно научить детей выполнять это украшение. Мы живем в огромной стране, имя которой Россия. Много народов и народностей живут в нашей стране в мире и согласии. Они помогают друг другу, уважают и чтут традиции, они знают и понимают, что только дружба, мир и согласие помогут выжить в самых сложных жизненных ситуациях.



ЛИТЕРАТУРА

1. Буруковский Р. Каури // Уральский следопыт -1993.
2. Бутанаев В.Я. Традиционная культура и быт хакасов – Абакан, 1996.
3. Иванов С.В. Орнамент народов Сибири как исторический источник – Т.И.Э. т.81, 1963.
4. Иллюстрированная этнография хакасов (альбом фотоматериалов Минусинского музея им. Н.М. Мартьянова) – Абакан, 2004. отпечатано в ГУП СИПКП “Наука” Кидиекова И.К. Народное искусство в традиционной культуре Хакасов. Рукописный фонд ХакНИИЯЛИ.
5. Кызласов Л.Р., Король Г.Г. Декоративное искусство средневековых хакасов как исторический источник – М.: Наука, 1990.
6. Миловский А. Без пого не бывает свадьбы // Вокруг света, 1981
7. Миловский А. Пого из Хакасии // Декор.искусство СССР, 1985
8. МандарУус. Саха ойуута-бичигэ узоры и орнаменты саха 2007 г.
9. Носов М.М. Художественные бытовые изделия якутов, 1988 г.
10. Неустроев Б.Ф. Якутские орнаменты 1994 г.
11. Потачаков К.М Очерки материальной культуры хакасов – Абакан, 1982.
12. Серошевский В.Л. Сахалар -2004 г.
13. Сборник научных статей. Выпуск 1 -1955г.
14. Саввинов А.И. Традиционные металлические украшения якутов – 2001 г.
15. Йохансон Улла. Орнаментальное искусство якутов 2008 г.
Вернуться к началу Перейти вниз
  "Уточните значение слов, и вы избавите человечество от половины заблуждений" Рене Декарт
 

Историко-сравнительный анализ якутского нагрудного украшения «Илин кэбиhэр» и хакасского «Пого»

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу 

 Похожие темы

-
» Мастер-класс "Украшения из теста"
» Историко - литературная композиция «Брянщина родная - колыбель моя»
» Сравнительный анализ
» «Сравнительный анализ традиционной якутской и хакасской одежды»
» Две концепции федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»: сравнительный анализ
Страница 1 из 1


Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
Профессиональное образование :: ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА :: Методическая копилка-
Наш портал с уважением относится к авторскому праву. При обнаружении нарушений авторских прав сообщите администратору.
Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.
Позиция администрации сайта не всегда совпадает с мнением участников сообщества.
© www.profobrazovanie.org 2010-2015|При полном или частичном использовании материалов сайта гиперссылка обязательна