Им стал руководитель Коркинского горно-строительного колледжа Евгений ВАЛАХОВ. Ему вручили диплом и денежный приз в размере 100 тысяч рублей.
Конкурс «Директор года» среди руководителей учреждений среднего профобразования проводится в Челябинской области второй год. Он призван выявить наиболее успешный опыт управления и, вместе с тем, подчеркнуть личные особенности руководителя.
В этом году на заочный этап заявилось 29 номинантов, приславших резюме о работе подшефного учреждения, а также небольшой видеофильм о своей деятельности. По итогам отбора, на финишную прямую вышло всего 7 директоров, которым в течение двух дней предстояло (впервые в истории конкурса) прочесть публичную лекцию об управлении человеческими ресурсами, предложить законодательную инициативу и выступить в творческом амплуа.
«Я считаю, что абсолютно правильно в конкурс были введены новые испытания, направленные на широкую аудиторию. Директор – публичный человек, который должен представлять интересы своего коллектива, уметь владеть аудиторией, повести за собой, четко изложить идею и так далее. А зачастую директора прячутся в тени своих замов, хотя, возможно, и это тоже неплохо, – считает победитель прошлогоднего конкурса, директор Златоустовского индустриального колледжа им. П. П. АНОСОВА Виктор СИДОРОВ – Я знаю всех участников, и мы часто встречаемся с ними в формальной среде. У нас не хватает времени на обсуждение каких-то проблем, поэтому такие публичные лекции лично для меня много открыли. Я считаю, что это испытание было, по большому счету, некой учебой, повышением квалификации».
На испытании «Моя законодательная инициатива» участникам было предложено создать проект нормативно-правового акта, направленного на улучшение системы среднего профобразования. Поэтому и монологи участников получились довольно откровенные: финалисты обозначили наиболее острые проблемы и пути их решения.
Директор Коркинского горно-строительного техникума Евгений ВАЛАХОВ начал свое выступление со слайда, на котором его проект был опубликован как действующий закон на страницах «Российской газеты». Победитель конкурса предложил часть прибыли хозяйствующих субъектов перечислять на развитие профессионального образования. По предварительным выкладкам, полпроцента от внутреннего валового продукта составит почти 60 млрд рублей. Последствия такой пертурбации налоговых отчислений очевидны: повышение заработной платы, улучшение материально-технической базы, приобретение современного оборудования. Как позже подчеркнул министр образования и науки Челябинской области Александр КУЗНЕЦОВ, эта идея уже обсуждается в профессиональном сообществе.
Серебряный призер, директор Челябинского техникума промышленности и городского хозяйства им. Я. П. ОСАДЧЕГО Елена ХУДОЛЕЙ предложила увеличить срок обучения студентов с 2,5 до 3 лет. Сокращение срока, которое произошло в связи с внедрением новых стандартов, привело к целому комплексу проблем. Значительная часть студентов получают дипломы до достижения 18 лет и по сути оказываются выброшенными на улицу: «В армию их не берут, на предприятия тоже, если только в нарушение трудового кодекса».
Ее коллега, глава Челябинского механико-технологического техникума Андрей АНДРЮЩЕНКО «вышел» за пределы среднего профессионального образования, настоятельно призывая изменить финансирование для старших классов, а также включить в критерии эффективности директора школы количество выпускников, поступивших в ссузы.
«Это больная тема для меня, потому что детей после 9 класса всеми силами завлекают в 10 класс, а нам достаются те, кого вообще отказываются куда-нибудь тянуть. Отсюда — низкое качество подготовки специалистов, - говорит Андрей АНДРЮЩЕНКО. - Заканчивая 10-11 классы они с горем пополам сдают ЕГЭ, поступают в вуз ради того, чтобы поступить, а затем идут работать, по сути, на рабочие специальности — продавцами, водителями и так далее».
Менее радикальными были предложения ввести звание «Ветеран техникума», ограничить табакокурение на территории образовательных учреждений, и как подчеркнул автор, директор Южноуральского энергетического техникума Виктор ТУЧИН, он более 20 лет назад опередил с этой инициативой время и его «наконец-то услышали в Государственной Думе».
Завершился финал творческими выступлениями директоров и коллективов сопровождения, плавно перешедшими во флешмоб в поддержку грядущей сочинской олимпиады. Каждый номинант вспомнил свои организаторские и литературные способности и вместе с залом озвучил кричалки, придуманные тут же на сцене.
«Талантливый руководитель талантлив во всем, и сегодня мы в очередной раз в этом убедились, - рассказывает министр образования и науки Челябинской области Александр КУЗНЕЦОВ. – Конкурсанты в силу своей профессии достаточно уверенно чувствуют себя на сцене, но сегодня каждый из них раскрыл свои скрытые возможности и таланты, а умение проявить себя в нестандартной ситуации - безусловно, показатель профессионального роста».
На церемонии награждения, жюри выступило с двумя неожиданными заявлениями. Во-первых, третье место решено было не присуждать, а «серебро» и по 35 тысяч рублей премии вручить сразу трем участникам, в результате чего Андрею АНДРЮЩЕНКО досталась черно-белая версия диплома. А во-вторых, конкурс «Директор года» предложено сделать межрегиональным, тем более что после реорганизации системы среднего профессионального образования осталось всего 49 учреждений, директора которых уже в большинстве своем приняли участие в конкурсе.
Вектор образования