«Мотивация успеха»
Руденко Екатерина Юрьевна
мастер производственного обучения
группы программистов.
Почему я выбрала именно тему мотивации?
В настоящий момент я совершенно уверена в том, что прежде чем разрабатывать новые способы оценивания результатов и применять новые педагогические приемы и методики, необходимо задуматься о том, насколько это важно студенту.
Если мы ставим свои цели и задачи, надеясь, что они совпадут с целями и задачами студентов, мы можем весьма долго и трудно к ним идти. Я думаю, что сначала нужно всеми возможными способами выработать непреодолимое желание молодежи изучать предмет, а для этого студент должен иметь к этому мотивацию.
Сегодня в образовании вопрос о мотивации можно назвать центральным. Только при её наличии могут быть получены глубокие знания и практические умения.
В психологии известно положение о том, что мотивационно - ценностная сфера личности лежит в основе познавательной деятельности.
Мотивация - это внутреннее состояние человека, связанное с потребностями, которое активизирует, стимулирует и направляет его действия к поставленной цели.
Специалисты выделяют несколько уровней развития мотивации учебно-трудовой деятельности учащихся средних профтехучилищ:
I уровень. Мотивация отрицательная. Это значит, что студент учится только для того, чтобы его не ругали. Такая мотивация не приводит к успешным результатам;
II уровень. Узколичная мотивация. Она определяется долгом перед близкими и одобрением окружающих. Здесь уже студенту видится путь к личному благополучию;
III уровень. Устойчивая мотивация. Характеризуется общей целеустремленностью, любознательностью, преодолением препятствий, и интеллектуальной активностью.
В подростковом возрасте (1-2 курс) среди прочих выделяется мотив самоутверждения, самооценки подростка. Моя задача как мастера производственного обучения связать его с учебными достижениями путем создания значимых программных продуктов и проектов, участия в конкурсах и олимпиадах.
Что я делаю для мотивации успеха?
Во главе - личный пример. Стараюсь совершенствоваться в информационных технологиях и языках программирования. Глубоко изучаю программирование в Word и Excel на VBA, языки Pascal, Delphi, Basic, C. Для этого пишу программы полезной направленности: базы данных, автоматизация деятельности и другое. Могу сказать, что мне удалось открыть ребятам дорогу к самообразованию, заинтересовать личным примером. Практики, полученной на занятиях, недостаточно. С помощью книг и Интернета находятся ответы на сложные вопросы.
Написав программу автоматизации расчетов в Excel и показав ее ребятам, я доказываю, что наша профессия интересна и полезна. Ребята знают, что работа программиста-профессионала может оплачиваться очень высоко. Т.е здесь имеет место также и материальная заинтересованность в оплате будущей деятельности. Также им известно, что в сети появилось новое направление работников – фрилансеры. Это вольнонаемные программисты, выполняющие заказы. Учитывая особенность характера и психики многих программистов, могу сказать, что большинство из них не любит шумное общение, а предпочитает одиночество и компьютер. Такая работа – для них. Также необходимо отметить тот факт, что человек находясь в привычно обстановке (дома) и имея один-единственный инструмент – компьютер, может выполнять заказы фирм, находящихся в любой точке земного шара.
Многим из ребят в конце первого курса было трудно учиться. Но теперь, имея мотивацию успеха, они не только помогают друг другу, но и по многим вопросам могут проконсультировать и меня и других взрослых. И это вполне нормально, когда и я учу студентов, и они могут мне помочь, например, по вопросам сайтостроения. Теперь в группе наблюдается ситуация и сотрудничества и соревнования, что неизбежно ведет к успеху.
Главное, запустить реакцию творчества, и процесс не остановить. Теперь достаточно показать новые способы в программировании, дать информацию, остальное ребята найдут сами и сделают даже лучше, чем задумано преподавателем.
Но самое интересное, что начинается все с так называемой обратной мотивации. Я объявляю совершенно серьезно, что насильно никто никого учить не будет. И можно спокойно иметь тройку по предмету. Прошу не создавать конкуренцию в будущем тем, кто будет успешно работать. И не мешать им зарабатывать хорошие деньги за интересную работу. Говорю о том, что они спокойно могут работать продавцами, дворниками и подсобниками на стройке.
Как бы эти слова не прозвучали меркантильно, но наградой за труды является денежное вознаграждение. И работаем мы за денежные средства. Ни для кого не является секретом, что бесплатно работу выполняют либо фанатики, либо рабы. Высшей целью для программиста является занятие любимым делом, за которое он получает оплату.
Благодаря правильной мотивации проекты в конце первого курса были успешно выполнены, а о результатах на втором курсе я уже сказала. С моими первокурсниками процесс повторяется и путь к успеху нелегок.
Раскрывая стремления и потребности студента, я показываю, что каждый сам творит себя, проявляет свою неординарность. Очень хочется, чтобы мои ученики, были яркими и неповторимыми, занимались любимым делом, отдавая ему всего себя.