Статья "
Опыт профориентационной деятельности ГОУ НПО ПУ № 60"Ермишина Елена ОганесовнаГОУ НПО ПУ№60 г.ОсинникиОпыт профориентационной деятельности ГОУ НПО ПУ № 60
Одним из основных направлений работы нашего образовательного учреждения является профориентационная работа. Объектом профориентационной работы являются, конечно же, учащиеся общеобразовательных школ.
Отсюда и цель данного направления деятельности:
- активизация профессионального и личностного самоопределения учащихся общеобразовательных школ.
Основными направлениями профессиональной ориентации являются:
- групповая и индивидуальная работа со школьниками и их родителями (организация и проведение встреч);
- организация совместных мероприятий ПУ и школы (экскурсии по музею, училищу, совместные соревнования, групповые и классные праздники и т. д.).;
- организация рекламной компании (сюда входит разработка рекламных проспектов, использование СМИ и Интернет-ресурсов).
Профориентационная работа проводится на базе 14 школ города Осинники и г. Калтан и близлежащих поселков : п. Тайжина, п. Малиновка, с. Сарбала, с. Сосновка, с. Куртуково). За каждой школой закреплена профориентационная группа из числа преподавателей и мастеров производственного обучения.
5 февраля этого года среди профориентационных групп нашего училища был проведен конкурс «Лучший профориентатор», где каждая группа поделилась своим опытом работы, своими методами и приемами в работе с учащимися школ. Четыре лучшие профориентационные группы были награждены денежной премией. Лучшие методические материалы были рекомендованы для дальнейшего использования в целях профессиональной ориентации.
Вся профориентационная работа нашего образовательного учреждения основана на следующих ключевых принципах.
- систематичность и преемственность. Профориентационная работа не должна ограничиваться только работой с выпускными классами школы. С недавнего времени работа осуществляется помимо 9 и 11 классов в 8 и 10 классах школы;
- дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости;
-оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и родителями;
- взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций;
- доступность всей предлагаемой информации (минимальное использование терминов и профессионализмов в работе профориентаторов);
- ориентация на работодателя, органическое единство потребностям общества в кадрах.
Не для кого ни секрет, что престижность обучения в системе НПО по-прежнему остается достаточно низкой. Поэтому главным инструментом нашей профориентационной работы является формирование убеждений. Чтобы подросток сделал правильный выбор, недостаточно его продиагностировать или рассказать о той или иной профессии. Он должен быть убежден в том, что это для него лучший выбор из всех возможных, соответствующий его возможностям, способностям и стремлениям.
Знания, не являющиеся мотивом, не есть убеждения.
Формирование убеждений требует применения специальных средств.
К таким относятся:
- Личный, коллективный, исторический пример. Так, исторический пример позволяет использовать ретроспективу и увидеть последствия выбранной человеком профессиональной деятельности. Академик Королев Сергей Павлович, известный своим вкладом в развитие космонавтики, конструктор стрелкового оружия Михаил Тимофеевич Калашников, автор самого надежного и популярного в мире автомата Калашникова, Андрей Николаевич Туполев, спроектировавший свыше 100 типов самолетов ТУ. Этот список можно продолжать бесконечно. Все они являются выходцами системы начального профессионального образования.
Следующее средство:
- Участие школьников в практической деятельности. Здесь используются профориентационные игры, диагностические экспресс-методики, интерактивные методы, задачами которых является демонстрация достоинств и преимуществ обучения в системе начального профессионального образования.
- еще одним важным средством в формировании убеждений является знакомство со статистикой. Ежегодно центр занятости населения предоставляет информацию о рынке труда нашего города и региона в целом. Ребята имею возможность ознакомиться с востребованными профессиями, с уровнем заработной платы, с возможностями трудоустройства.
- и конечно же в работе нельзя обойтись без такого инструмента как художественный образ. Это использование мультимедийных и Интернет ресурсов (презентаций, видеофильмов), а также буклетов, различного рода иллюстративного материала.
Концепция профильного обучения, предложенная Правительством РФ, предполагает, что к старшей школе ученик должен определиться с профилем своего дальнейшего обучения.
Существенное отличие современного понимания профориентационной работы заключается в ее нацеленности не на выбор конкретной профессии каждым учеником, а на формирование неких универсальных качеств у учащихся, позволяющих осуществить сознательный, самостоятельный профессиональный выбор. Эти качества формируются посредством использования принципов и методов формирования убеждений.
На губернаторском приеме «Рабочая смена Кузбасса» А.Г.Тулеев отметил, что уже сейчас средний возраст рабочих превышает 50 лет. Вместе с тем, на данный момент кузбасской промышленности не хватает 35 тыс. работников разных специальностей. На многих угольных предприятиях настоящий кадровый голод.
Система начального профессионального образования это та система образования, которая может оказать помощь в решении проблемы дефицита рабочих кадров.
Профессиональное училище предоставляет выпускникам школ возможность получения качественного и доступного образования по профессиям, востребованным в нашем регионе.