В поисках Синей Птицы
Ветер танцует, танцует море,
Танцует глубокое «Я»
И в этом пластическом вздоре
Есть философия:
Философия ветра, философия моря
И небес глубина.
Константин Овсейчик
…В очередной раз открываю дверь и переступаю порог танцевального зала. Привычным движением включаю свет, музыкальный центр. Хозяйским взглядом окидываю окружающую обстановку – все ли в порядке, все ли на месте. Все готово к занятию. Все привычное, будничное, и даже можно сказать, родное: коврики-трудяги, повидавший всякое станок, в углу дожидаются преданные балетки, в зеркалах дробится и множится мое отражение… На часах 17.45. В моем распоряжении еще несколько свободных минут. Взор задерживается на окне: там пушистый белый снег, наступающие сумерки заливают зимний пейзаж десятками оттенков синего цвета. Этот вид из окна внезапно рождает во мне ассоциации, такие знакомые, но забытые в повседневной суете. Причудливая игра света и теней чудесного лазурного зимнего вечера превращается в беспрерывный и плавный полет волшебной Синей Птицы. Да-да, той самой всем известной благодаря одному бельгийскому писателю птице. Еще в далеком детстве я искала ту единственную Синюю Птицу, что может без последствий для себя вынести свет нашей порой такой жестокой реальности и не увядает в череде серых буден.
Эти поиски начались, когда я пошла в первый класс и записалась сразу в несколько кружков (легкая атлетика, лыжи, волейбол). Также не прошли мимо меня и объединения вязания крючком, настольного тенниса, ну и конечно, танцевальный кружок. Я не знала, что из перечисленного станет моим, я не предполагала, что какое-то из этих детских увлечений будет сопровождать меня всю мою жизнь. Прошел год… второй… третий, и тогда я поняла, что хочу связать свою жизнь только с танцами. И это увлечение стало делом всей моей жизни. До сих пор, как только начинает играть музыка, и я стою за кулисами, за моей спиной раздается хлопанье лазурных крыльев, и, я понимаю, что нет ничего невозможного…
Решив вопреки отговорам близких и друзей получить профессию хореографа, я ступила на непростую, но очень интересную дорогу… Даже сегодня удивляюсь, как я, тогда 16-летняя девчонка, без руководителя, занимаясь в пыльном гараже под постоянно «зажевывающий» кассеты магнитофон, сама поставила и разучила танец для вступительного экзамена. Не знаю, как я показала этот танец, но видимо, на жюри произвело впечатление, как девушка, провожает парня на войну и остается напрасно ждать его с победой у колыбели сына. Я настолько вжилась в роль за эти неполные 5 минут, что заканчивала исполнение с настоящими слезами на глазах…
На этой дороге ожидало меня и испытание: я получила травму позвоночника, врачи были категоричны, их приговор «Хореографию необходимо оставить…» Ни кто не знает, чего мне стоило победить недуг и вернуться к нормальному образу жизни, добиться разрешения продолжить обучение и получить диплом и квалификацию «Руководитель хореографического коллектива, преподаватель». Другой профессии для себя я и не видела…
Ведь учить детей танцевать – это, наверное, не профессия, а предназначение, призвание. Сколько себя помню, мечтала о том, как буду учить детей правильно держать спинку, ставить ножку или ручку в позицию, взглядом передать характер танца. Может быть, сказалась моя страсть к танцам, может быть, сыграла роль моя любовь к младшим (будучи старшим ребенком в многодетной семье, обожала возиться с маленькими). Как бы там ни было, но детская мечта со временем воплотилась в жизнь.
Основной контингент моих воспитанников – это дошкольники 4-7 лет, посещающие Школу раннего развития «Родничок». Они приходят ко мне на занятия в четырехлетнем возрасте, такими смешными, порой неуклюжими, и за 3 года обучения, проведенных в атмосфере игры, сказки и творчества, меняются до неузнаваемости.
Помимо дошколят, ко мне приходят заниматься дети 14-16 лет – воспитанники театра песни «Вольный ветер», к которым нужен свой особенный подход. Ведь это подростковый возраст, очень важно для них быть не только педагогом, но и надежным старшим другом, с которым можно поделиться своими проблемами, переживаниями, и конечно, радостями. Я стараюсь каждому уделить минутку внимания: кого-то похвалить, кого-то утешить, с кем-то поговорить по душам, поскольку не все могут надеяться на понимание родителей, а в этом возрасте просто необходимо доверительное общение.
Каков же он, рисунок моего педагогического танца?
Первое па, которого начинается мое любое занятие – это Любовь в самом широком своем смысле – к детям, к делу, к танцу, к жизни … и к солнцу, к ветру, поющему в небесной сини… Если хочешь добиться успеха в каком-либо деле, надо обязательно действовать с любовью, в этом я твердо уверенна…
Второе, не менее важное и прекрасное па – сотрудничество в творчестве или сотворчество. По моему мнению, творчество присуще каждому человеку и даже воспитанник-дошкольник является не только личностью, но личностью творческой. Не требуется доказывать, убеждать в том, что достичь успеха всегда легче в сотрудничестве (тем более в хореографии – таком «коллективном» виде творчества). Постоянно происходит обмен мыслями, идеями, впечатлениями и настроением. И в таком диалоге сотрудничество переходит на более высокий уровень – сотворчество.
И через вторую позицию переходим к следующему па – создание ситуации успеха. На каждом занятии ставлю для себя цель: зажечь солнце в душе каждого, создать ощущение праздника, своей значимости и для заводной Тани, и для робкой Маши, и для озорного Пети. Важно, чтобы дети ушли с занятия в хорошем настроении, даже если у кого-то не получилось трудное движение или кто-то забыл танец.
И еще шаг, arabesque, прыжок, assemble, поворот, attitude... Вот и заключительное па – личный пример педагога. Что же скрывается за ним? Высокий профессионализм, увлеченность своей профессией, готовность к постоянному самообразованию, пунктуальность, справедливость, работоспособность, безупречный внешний вид, работа над развитием эстетического вкуса, воспитанность, общий культурный уровень. Так мало или так много?
Из-за дня в день я стараюсь не только дать азы танцевального искусства, но и стремлюсь познакомить моих юных танцоров с блаженствами и радостями жизни, так образно и ярко представленными Морисом Метерлинком: Блаженством Быть Здоровым, Радостью Быть Справедливым, Блаженством Любить Родителей, Радостью Быть Добрым, Блаженством Иметь Друзей. Ну а если иногда кого-нибудь из воспитанников посетит Блаженство Быть Невыносимым, то Радость Искреннего Общения с Детьми вместе с Радостью Любимой Работы помогут мне преодолеть возникшие трудности.
Я верю, что все мои воспитанники – особенные, все они – Лазоревые Дети, они непременно должны что-нибудь принести в Жизнь. Пусть далеко не все свяжут свою профессиональную судьбу с хореографией, но может быть, кто-то из них сможет победить на Земле Несправедливость, а кто-то просто принесет на Землю своим существованием ничем не омраченную радость другим людям…
…За дверью слышны радостные детские голоса, заливистый смех, веселая беготня. Сейчас ко мне придут маленькие танцоры, и вновь зазвучит музыка, и вновь Синяя Птица отправится в свой нескончаемый полет…
Тарасова Инна Сергеевна,
педагог дополнительного образования
МБОУДОД «Дом пионеров и школьников города
Кувандыка Кувандыкского
района Оренбургской области»