Опыт реализации процессной модели системы менеджмента качества в БОУ СПО ВО «Вологодский аграрно-экономический колледж»
Юманова Ольга Владимировна
Заместитель директора
по инновационной работе,
методическому и информационному
обеспечению обучения
БОУ СПО ВО «Вологодский аграрно-
экономический колледж»
5 мая 2009 года приказом начальника Департамента образования Вологодской области ГОУ СПО «Вологодский сельскохозяйственный техникум» присвоен статус инновационной площадки реализационного типа по теме «Разработка и внедрение системы менеджмента качества в образовательном учреждении среднего профессионального образования». 12 июля 2010 года ГОУ СПО «Вологодский сельскохозяйственный техникум» приказом начальника Департамента образования Вологодской области переименован в ГОУ СПО «Вологодский аграрно-экономический колледж», с 2011 года - БОУ СПО ВО «Вологодский аграрно-экономический колледж».
Создание системы менеджмента качества в образовательном учреждении имеет своей окончательной целью внедрение механизма улучшения основных, управленческих и поддерживающих процессов; развертывание оценочно - критериальных комплексов различного назначения, в том числе, для осуществления мониторинга качества образования; внедрение механизма и инструментария оценки и анализа самой системы управления образовательным учреждением.
Проблема: сложившаяся система управления образовательным учреждением не соответствует международным принципам менеджмента качества, изложенным в стандарте ГОСТ Р ИСО 9001-2008 ( На момент начала реализации проекта).
Цель исследования: повышение качества образовательных услуг ГОУ СПО «Вологодский сельскохозяйственный техникум» (БОУ СПО ВО «Вологодский аграрно-экономический колледж») через выбор и внедрение модели системы менеджмента качества в управление образовательным учреждением.
Объект исследования: система управления ГОУ СПО «Вологодский сельскохозяйственный техникум» (БОУ СПО ВО «Вологодский аграрно-экономический колледж»).
Предмет исследования: модель системы менеджмента качества, адекватная требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2001( На момент начала реализации проекта).
Гипотеза: разработка и реализация системы менеджмента качества обеспечит техникуму способность гибко реагировать на запросы рынка труда и потребности клиентов (студентов и работодателей) и, тем самым, повышать качество образовательной услуги.
За три года работы над инновационной темой в колледже разработаны и реализованы:
1. Процессная модель системы менеджмента качества, ориентированная на достижение социального эффекта, и адекватная требованиям ISO 9000 в версии ГОСТ Р ИСО 9000-2008 «Система менеджмента качества. Основные положения и словарь»; ГОСТ Р ИСО 9001-2008 «Система менеджмента качества. Требования»; ГОСТ Р ИСО 9004-2010 «Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества»; ГОСТ Р ИСО 19011 «Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и (или) систем экологического менеджмента».
2. Документированные и формализованные процессы системы менеджмента качества:
2.1. СТП ____ 01 Управление документами СМК ;
2.2. СТП ____ 02 Внутренний аудит системы менеджмента качества ;
2.3. СТП ____ 03 Управление несоответствиями ;
2.4. СТП ____ 04 Корректирующие и предупреждающие действия;
2.5. СТП ____ 05 Управление записями;
2.6. СТП ____ 06 Анализ со стороны руководства.
3. Стандартизированные, документированные и формализованные ключевые процессы основной образовательной услуги:
3.1. СТП__1.01-2009(12) Учебный процесс;
3.2. СТП__1.02-2009(12) Воспитательный процесс;
3.3. СТП__1.03-2012 Инновационная деятельность.
4. Локальные акты, регулирующие работу СМК:
4.1. Руководство по качеству;
4.2. Положение о Совете по качеству.
Внедрение системы менеджмента качества в управление техникумом (колледжем) потребовало внесение изменений в работу всех подразделений:
1. Распределение функций по организации, контролю и регулированию СМК между руководящими работниками (внесены дополнения в должностные инструкции);
2. Определение форм мониторинга и анализа показателей по ключевым процессам;
3. Реализация системы внутренних аудитов.
В июне 2009 года в техникуме был проведен сертификационный аудит международной компанией «Moody International Certification Group», по результатам которого был выдан сертификат соответствия системы менеджмента качества ГОУ СПО «Вологодский сельскохозяйственный техникум» требованиям международного стандарта USO 9001:2008.
Сертификат подтверждает соблюдение в модели менеджмента качества, разработанной в техникуме, принципов управления качеством и требований процессного подхода к управлению образовательной услугой. Обязательным условием сертификации является ежегодное прохождение надзорного аудита, при котором подтверждается поддержание системы менеджмента качеством в рабочем состоянии и ее постоянное развитие в сторону улучшения. В ходе реализации проекта колледж успешно прошел процедуры надзорного аудита специалистами «Moody International Certification Group», в том числе в 2010 году надзорный аудит колледжа проводил лично руководитель компании Альбеков М.А. В отчете аудиторов отмечено высокое качество работы коллектива БОУ СПО ВО «Вологодский аграрно-экономический колледж», способность к адаптации в изменяющихся условиях внешней среды, стабильная динамика в области улучшений СМК.
Сотрудничество с внешними аудиторами обогатило коллектив колледжа ценным опытом по проведению внутренних аудитов, актуализации нормативной и аналитической документации, мониторингу удовлетворенности потребителей и определению показателей функционирования процессов и процедур с позиции квалиметрических принципов.
При внедрении разработанной модели СМК мы предполагали реализацию двух основных функций управления качеством, а именно - обеспечение качества (создание необходимых условий для предоставления качественных услуг по обучению) и контроль качества (оценка процесса обучения и его результатов). Стандарты ISO предусматривают следующие механизмы обеспечения и контроля качества:
- реализация документированных процедур, соответствующих международным стандартам качества;
- систематическая оценка элементов процесса с целью постоянного повышения их уровня.
В процессе работы над проектом в колледже развернута система внутренних аудитов, накоплены материалы по планированию, подготовке и проведению аудита СМК различных направлений и форм:
- вертикальный аудит по структурным подразделениям колледжа,
аудит на рабочих местах по должностям управления,
горизонтальный аудит по процессам.
Главной задачей данного направления работы было определение оптимальной формы аудита, количественных и временных характеристик программы аудитов, порядка подготовки и комплектования аудиторских групп . В ходе апробирования мы пришли к следующим выводам:
1. Аудит реализации документированных процедур наиболее эффективен при его цикличном проведении на рабочих местах по должностям управления и по структурным подразделениям.
2. Аудит элементов процесса оптимален при фронтальном проведении в короткие сроки по всем ответственным должностям процесса.
3. Программа аудитов в одном учебном году не должна содержать более двух направлений аудита, т.к. увеличение направлений повышает нагрузку на аудиторские группы и, тем самым, снижает объективность полученных результатов.
Кроме программы внутренних аудитов систематическая оценка процессов с целью постоянного повышения их уровня проводилась и через систему сбора аналитической информации в установленной стандартизированной форме. При разработке форм сбора аналитической информации по ключевым процессам реализованы следующие принципы квалитологического подхода:
- отражения качества процессов в качестве результатов на выходе этого процесса;
- единства качества и количества;
- управления «по факту»;
- разнообразия вариантов применения в системе менеджмента качества оценочно-диагностических процедур.
В течение всего периода работы над реализацией проекта руководство и сотрудники колледжа активно участвовали в научных мероприятиях различного уровня по искомой проблеме. Это позволило накапливать информацию о деятельности других образовательных учреждений в направлении разработки и внедрения систем менеджмента качества, презентовать результаты нашей работы над проектом.
На следующем этапе развития инновационной деятельности БОУ СПО ВО «Вологодский аграрно-экономический колледж» мы видим своей основной целью распространение накопленного инновационного опыта в направлениях:
1. Система менеджмента качества образовательного учреждения среднего профессионального образования (процессный подход).
2. Информатизация процессов системы менеджмента качества образовательного учреждения среднего профессионального образования.
Список используемой литературы
1. ГОСТ Р ИСО 9000-2008 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь
2. ГОСТ Р ИСО 9001-2008 Системы менеджмента качества. Требования
3. ГОСТ Р ИСО 9004-2010 Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества.
4. Коротков Э.М. Управление качеством образования: Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект: Мир, 2006.
5. Латышев М.В. Методология планирования качества процессов / «Качество. Инновации. Образование», № 3 (15), 2005.
6. Мазур, Иван Иванович Управление качеством: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Упр. качеством» / И.И. Мазур, В.Д. Шапиро; Под общ. ред. И.И. Мазура. – 2-е изд. – М.: Омега-Л, 2005.
7. Мишин, Виктор Михайлович. Управление качеством: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации» (061100) / В.М. Мишин – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
8. Орлов, С.А. Методика применения международного стандарта качества ИСО при подготовке специалистов в колледже /С.А. Орлов// Методист. – 2008. - №7. – С. 37-42.
9. Панасюк В.П. Квалиметрические основы обеспечения качества подготовки курсантов в военно-физкультурном вузе. - СПб.: ВИФК, 1999.
10. Панасюк В.П. Системное управление качеством образования в школе. / Под ред. А.И.Субетто. Изд. 2-е. - СПб.; М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000.
11. Панасюк В.П. Школа и качество: выбор будущего. – СПб.: КАРО, 2003.
12. Рамперсад Хьюберг К. Общее управление качеством: личностные и организационные изменения / Пер. с англ. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2005.
13. Трайнев В.А., Трайнев И.В. Системы и методы стратегии повышения качества педагогического образования. Обобщение и практика. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2006.
14. Шамова Т.И. и др. Управление образовательными системами: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко, Г.Н. Шибанова; Под ред. Т.И. Шамовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
[img][/img]