Мир стареет в былых надеждах
Но сегодня, как и вчера,
На плечах эту землю держат
И несут на себе мастера.
Р.Рождественский
Что такое жизнь? Для чего я живу? Что мне дорого, что важно, без чего я не могу обойтись? Каждому когда–то приходится отвечать на эти вопросы.
Размышляя о своем, столь не большом жизненном пути, ловлю себя на мысли, что работа влилась в мою жизнь настолько, что не могу провести грань, где заканчивается моя работа и начинается личная жизнь. Я работаю мастером производственного обучения в ГБОУ СО НПО «ПУ № 80» по профессии «Мастер по обработке цифровой информации». Пять лет назад я сделала свой выбор, считаю его правильным и сейчас.
Моей любимой игрой в детстве была – школа. Если я играла дома, то моими учениками становились куклы, если же во дворе дома – подружки. Особую радость доставляло, когда роль учителя играла я. В детстве я часто слышала вопрос от взрослых:
- Кем ты будешь, когда вырастишь?
И я уверенно отвечала: «Конечно, учителем!»
Часто родители играют огромную роль в выборе профессии своего ребенка, вот и меня это не обошло стороной. Мама внушала мне, что учитель - это отличник. Увы, пятерок по всем предметам у меня не было. Мечта детства, стать учителем, ушла на второй план. В подростковом возрасте появилась новая мечта – служить России.
Служишь в армии – служишь Родине,
выполняешь свою почетную обязанность.
Таков был моральный критерий молодого поколения во времена существования армии в СССР. Но этой мечте не суждено было сбыться. У меня родилась прекрасная дочь.
Мама… сколько все-таки тепла и магии таится в этом слове, сколько неразгаданных тайн, мыслей, устремлений, мечтаний человеческих… Счастлив тот, кто вскормлен истинной, всепрощающей, милосердной любовью своей матери, и кто впоследствии такой же любовью вскармливает уже своих детей…
Спустя несколько лет после рождения дочери, осознаешь, что мамой быть мало, надо выбрать свой жизненный путь и пройти его достойно. Ведь для своего ребенка ты должен быть авторитетом. И я поступаю в Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского на механико-математический факультет по специальности "Прикладная информатика в юриспруденции" (ПИЮ), которую с 2004 года курирует кафедра прикладной информатики СГУ. Выбрав эту специальность, я поставила перед собой цель - воплотить в жизнь мечту о службе в армии, но судьбе было угодно привести меня в профессиональное училище № 80 г. Ртищево. И вот я – УЧИТЕЛЬ, ПЕДАГОГ, МАСТЕР. Благодарю судьбу за это!
Учитель, педагог... Слово Учитель на Востоке пишут с большой буквы, а хороший педагог - это божий дар, это призвание, которое требует от человека больших усилий и огромной любви к детям.
Мастер производственного обучения – это особая фигура в педагогическом коллективе профессионального учебного заведения. Мастер - основной учитель профессии, организатор внеклассной воспитательной работы и жизнедеятельности ученического коллектива закрепленной за ним учебной группы, наставник молодежи, юношей и девушек, вступающих в трудовую жизнь.
Для того чтобы стать квалифицированным педагогом, воспитателем, преподавателем, мастером производственного обучения, нужно иметь четкую личностно-профессиональную позицию, проявляющуюся в этических и психолого-педагогических установках. Особо важными из них в моем понимании являются следующие:
1. Отношение к обучающимся: установка на понимание, сопереживание, на относительную их независимость и самостоятельность, на выявление и использование их творческого потенциала;
2. Отношение педагога к самому себе: установка на заинтересованность в успешной учебно-воспитательной работе, ориентация на профессиональный, личностный рост и самоанализ, самосовершенствование.
Хорошими педагогами являются, как правило, люди, отличающиеся богатством и полнотой чувств. Любовь к молодежи, призвание к педагогической деятельности, желание глубоко освоить профессию педагога – качество, присущее настоящим Учителям.
Основу моей педагогической деятельности подсказали труды А.С.Макаренко: «Уроки производственного обучения, основанные на отработке трудовых упражнений, а именно процесс труда, познания, наработка первоначального трудового опыта должен проходить на хорошем уровне дисциплины в ученическом коллективе».
В любви мастера к своим ученикам не может и не должно быть слепого обожания, всепрощенчества, мешающего видеть их недостатки. Любить учеников – значить верить в их способности, будущее, доверять им. Ведь часто бывает, и на моей практике это происходит, что самые сложные, «трудные», недисциплинированные, своенравные, «ершистые» ребята, выведенные мастером «в люди», становятся его любимыми воспитанниками. Вдвойне приятно, спустя годы встретиться на улице со своими бывшими, особенно «трудными» учениками, именно с такими ребятами мы и работаем в училище и услышать слова благодарности в свой адрес: «Спасибо за понимание, поддержку, за то, что не бросили в сложной ситуации, научили».
Я – начинающий педагог, мастер и, вероятно, моя жизненная философия, как и педагогическая, будет еще изменяться, но одно знаю точно: основная задача философии – выявление и изучение законов развития общества, природы, сознания. Каждый человек – это неповторимый микромир, существующий, развивающийся, анализирующий, совершающий и исправляющий свои ошибки, стремящийся к достижению одному ему известных высот, создающий по кирпичику свою философию, свой взгляд на мир и на место человека в этом мире.
В своих учениках стремлюсь воспитывать желание достичь профессиональных высот, найти свое место в жизни. Хочется верить, что законы философии нашего мира помогут моим выпускникам стать не только отличными профессионалами, но и достойными людьми.
Согласитесь, это очень важно!
Шахвердова Светлана Юрьевна, мастер производственного обучения Государственного бюджетного образовательного учреждения Саратовской области начального профессионального образования "Профессиональное училище № 80"
[/justify]