Педагогическая работа мастера производственного обученияЛЕКЦИЯ
Организационные формы производственного обучения
В учебно-производственных мастерских невозможно моделировать полноценный процесс по производственному обучению. В соответствии с образовательной программой, ПО проходит в два периода: I - в учебно-производственных мастерских; II - в условиях производства. Для разных профессий соотношение видов производственного обучения различное (например, трудно моделировать работу и организовать подготовку по профессии «горновой доменной печи» в условиях мастерской, в этом случае на II-ой период приходиться значительно больше занятий по профессиональной подготовке).
Организационные формы обучения учащихся в учебно-производственных мастерских
В основном к организации занятий ПО применяется классно-урочная форма. Особенности заключаются в продолжительности и структуре уроков. Как правило, занятие длится шесть академических часов (В зависимости от дидактических целей выделяют несколько типов уроков производственного обучения.
I. Урок по освоению трудовых приемов и операций (по операционной теме). На уроке происходит изучение трудовых приемов и операций, осмысливание и формирование первоначальных навыков выполнения операций.
II. Урок упражнений (аналог урока закрепления и совершенствования из форм теоретического обучения). На таких занятиях происходит реализация третьего и четвертого этапов формирования навыков, а именно автоматизация, становление высокоавтоматизированных навыков или даже включение их в состав другого действия.
III. Урок по комплексной теме (сокращенный). Официально он называется - урок по выполнению законченных УПР. В изучение включается целый комплекс операций. Назначение урока - не только совершенствовать полученные навыки, но и сформировать навыки сопряжения (т.е. приемов перехода от одной операции к другой) и выполнения операций в логическом порядке (сочетание операций в определенной последовательности и выбор оптимального сочетания для хорошего качества УПР и выполнения норм времени).
IV. Смешанный урок является аналогом комбинированного урока (из форм теоретической подготовки). Сюда входят элементы первых трех типов. На смешанном уроке выделяется время на формирование первоначальных навыков, на упражнения, на выполнение законченных учебно-производственных работ (особенно, если она не очень продолжительная).
Преимущества: позволяет сразу проводить закрепление первичных навыков, когда операции не сложные, а УПР не продолжительные. Рекомендуем использовать этот тип организации занятий при малейшей возможности.
V. Инструктивный урок в основном применяется для подготовки по профессиям машинного и аппаратурного труда (оператор прокатного стана, плавильщик, кондитер, хлебопек, швея), где процесс длительный и непрерывный (план, массовые изделия).
Схема урока следующая: сначала проводится инструктаж по выполнению действий, после чего приступают к выполнению основной работы
VI. Контрольно-проверочный урок. Назначение вытекает из названия - для контроля и оценки способностей учащихся к самостоятельной работе. Он может быть проведен как в конце, так и в середине изучения темы, если тема достаточно большая (160-150 часов). Чаще такой тип урока проводится после завершения изучения темы объемом 60-80 часов.
Структура уроков производственного обучения
I. Структура урока по операционной теме:
Организационный момент.
Вводная часть - до 1 часа:
1.1. Проверка посещаемости.
1.2. Подготовка учащихся к изучению новой темы: повторение необходимых знаний из теоретического обучения), подготовка к освоению новых трудовых операций и приемов. Мастер должен добиться того, чтобы учащиеся вспомнили и восстановили сведения о целостном трудовом процессе и представляли место данной операции в нем.
- Мотивация.
- Целеполагание.
1.3. Вводный инструктаж - элемент, который дает учащимся ориентировочную основу деятельности при самостоятельной работе. Это очень сложный по конструкции педагогический проект. В спектр методических приемов входят: показ трудовых приемов, знакомство с оборудованием и инструментами и способами работы с ними, проверка усвоения сведений, объяснение техники безопасности.
1.4. Выдача заданий, инструментов, материалов и технической документации (технологические карты, инструкционно-технологические и инструкционные карты) которая дает возможность самостоятельно работать.
1.5. Расстановка учащихся по рабочим местам или участкам;
Основная часть урока - продолжительность до 4х часов:
- самостоятельная работа учащихся;
- целевые обходы. Первый обход рабочих мест учащихся мастер выполняет с целью проверки того, как началась самостоятельная работа, нет ли организационных затруднений (исправность оборудования, освещение), у всех ли в наличии необходимые материалы и приспособления, все ли приступили к работе. Затем мастер ведет наблюдение за работой и проводит текущий инструктаж в индивидуальном порядке в случае затруднений у кого-либо из группы или когда работа ведет к очевидному браку. В отдельных случаях мастер может приостановить работу всех и осуществить общий инструктаж при наличии общих ошибок (нарушении техники безопасности большинством учащихся, не правильном выполнении трудовых приемов и операций). Когда мастер приостанавливает работу всей группы с целью проведения дополнительного инструктажа, то в этом виноват именно мастер, что служит сигналом к смене методики.
Заключительная часть урока до 1 часа:
1.6. Приемка работ.
1.7. Оценка каждого учащегося без исключения.
1.8. Уборка рабочих мест.
1.9. Проверка правильности уборки места, так как это сложная учебно-пространственная среда, где занимается не один учащийся. Все инструменты и приспособления должны лежать на своих местах.
1.10. Заключительный инструктаж. Мастер говорит о положительных и отрицательных элементах на уроке, подводит итог по работе каждого учащегося, рассматривает достижения и недостатки объявляет и выставляет оценки, ставит задачи на следующий урок, так, чтобы все представляли, чем будут заниматься в следующий раз.
1.11. Иногда выдается домашнее задание, в основном устного характера, реже - письменного (например, предложить технологическую последовательность изготовления детали изделия - кармана).
Предложенная структура основополагающая для других типов уроков.
II. Структура урока упражнений:
Организационный момент.
Вводная часть до 1 часа.
2.1. Подготовка учащихся к новой теме: повторение необходимых знаний из теоретического обучения, мотивация, целеполагание (на основе мотива).
2.2. Вводный инструктаж: объяснение типичных ошибок и недостатков.
2.3. Выдача заданий, инструментов, материалов и технической документации, элемент письменного инструктажа.
2.4. Расстановка по рабочим местам.
3. Основная часть урока. Длиться примерно 4 часа, где происходит выполнение упражнений - как в первом типе.
4. Заключительная часть проходит как в первом типе урока ПО.
III. Структура урока законченных УПР (по комплексной теме):
Структурные элементы совпадают с первым типом урока, но в некоторых местах есть дополнения. На уроке происходит показ трудовых приемов, то есть мастер демонстрирует переход от одной трудовой операции к другой, последовательность операций с выбором наиболее лучшей и экономичной относительно времени. Работа выполняется как фронтально так и не фронтально. Различия в двух разновидностях представлены в таблице.
НЕ ФРОНТАЛЬНЫЙ
1 вариант 2 вариант
?? все учащиеся выполняют одну комплексную работу;
?? структура включает все элементы I-ого типа (по операционной теме), за исключением вводного инструктажа;
?? осуществляется не показ трудовых приемов (так как их уже освоили), а показ сочленения (сопряжения, перехода от одной к другой) операций;
?? показывается последовательность операций;
?? для мастера имеется возможность коллективного инструктирования (что положительно). ?? большинство учащихся работают фронтально, остальные не фронтально (отстающие);
?? сохраняется возможность инструктирования большинства учащихся (обычный вводный инструктаж);
?? после этого большая часть приступает к выполнению приемов и операций, а для меньшей части проводится продолжение инструктажа (в подгруппе либо индивидуально). ?? каждый учащийся выполняет свою собственную работу;
??? мастер вынужден на вводном инструктировании давать общие для всех видов работ указания;
??? частные указания даются в письменном виде и готовятся заранее (это производственные и учебные документы);
??? сложность кроется в проведении заключительного инструктажа, который, в любом случае, проводится коллективно.
IV. Структура смешанного типа урока:
Структурные элементы те же самые, что и в уроках I и II типов, виды деятельности последовательны. Сначала идет формирование начальных навыков, далее следуют упражнения по их закреплению. В один урок проводят два мини урока, поэтому время сокращается в два раза, а результат достигается такой, как если провели сначала урок по операционной теме, а затем урок упражнений.
V.Структура инструктивного урока:
Продолжительность его от 1-го до 2-х часов. Элементы урока соответствуют вводной части урока по операционной теме. Заканчивается такое занятие всегда вводным инструктажем.
VI. Структура контрольно-проверочного урока.
Состоит из частей:
Организационный момент;
Вводный инструктаж (менее 1 часа) с постановкой цели, задач перед учащимися, сообщением кратких сведений о технике безопасности, выдачей материала и расстановкой по рабочим местам;
В основной части происходит выполнение работ на оценку. Причем, учащиеся трудятся самостоятельно, а мастер участвует минимально, только в качестве «спасательного круга» для безопасности труда и помощи в выполнении работ.
Заключительная часть (до 1 часа) - разбор и подведение итогов, выставление оценок.
ЛИТЕРАТУРА
Прянишиков Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. -М., -Воронеж, 1996.
Реформы образования в современном мире: глобальные и региональные тенденции. -М., 1995.
Рыжков В.А. Профессиональная ориентация и подготовка кадров в Великобритании. - М., 1991.
Сибирская М.П. Проблемы формирования профессиональной активности у учащихся. -СПб., 1995.
1. Размещено на www.allbest.ru
________________________________________