Предмет: Основы строительного черчения.
Тема: «Строительные чертежи».
Задание: Выполнить чертеж якутского балагана в трех взаимно перпендикулярных плоскостях проекций.
Тип урока: нетрадиционный.
Методические цели:
Образовательные:
- обобщить знания учащихся о проецировании и его видах;
- выполнение и чтение изображений предметов на основе метода прямоугольного проецирования;
- ознакомить с программой системы компьютерного черчения «AutoCAD» (версия «AutoCAD» 2004), с понятием строительный чертеж.
Развивающие:
- развивать умение представлять мысленно форму предметов и их взаимное расположение в пространстве;
- развивать пространственные представления, пространственное мышление, познавательный интерес и творческие способности учащихся;
Воспитывающие:
- воспитывать ответственное отношение к черчению, культуру графического труда, требовательность к самому себе, самостоятельность.
Наглядности:
- Наглядное изображение якутского балагана;
- Компьютерная презентация;
- Раздаточные материалы.
ТСО:
- Компьютерный (дисплейный) класс;
- Программа «AutoCAD»;
- Проектор, экран.
План проведения урока:№
Этапы урока
Время
Деятельность преподавателя
Деятельность учащихся Средства обучения
1 Организационная часть. 0,5 мин. Проверка готовности к уроку.
2 Мотивация учебной деятельности. 3 мин. Мотивирует учащихся на активизацию познавательной деятельности. Сообщает учащимся цели предстоящей работы. Получают информацию о теме, отвечают на вопросы. Проектор, экран.
3 Актуализация опорных знаний и умений учащихся. 6
мин. Обобщает знания учащихся о проецировании и его видах. Получают информацию о пройденной теме. Проектор, экран.
4 Формирование новых ЗУН. 23 мин. Кратко рассказывает об истории якутских жилищ и постройках. Знакомит учащихся с программой «AutoCAD» (версия «AutoCAD» 2004) и с понятием строительный чертеж. Получают информацию о новой теме и программе. Таблица, проектор, экран.
5 Практическое задание. 10 мин. Объясняет практическое задание.
Работают на ПК в программе «AutoCAD». ПК, проектор, экран.
6 Итог урока.
Рефлексия. 2,5
мин. Задает вопросы. Отвечают на вопросы.
1. Организационная часть. (0,5 мин.)
2. Мотивация учебной деятельности. (3 мин.)
Добрый день, дорогие ребята! Меня зовут Тамара Дмитриевна. Я представляю Профессиональный лицей № 2, который находится в Намском улусе селе Графский Берег.
Мы с вами сегодня будем говорить об очень интересных вещах и об очень важном для жизни человека предмете как черчение.
(слайд 2)
С тех самых пор, когда древний человек взял в руки уголек из костра и стал рисовать на скале разные знаки, появились истоки черчения.
(слайд 3)
Он через схемы и рисунки передавал свое мироощущение, старался отразить в них свою жизнь.
Из курса древней истории вы знаете, что археологи различают три основных "века": каменный, бронзовый, железный.
(слайд 4)
И как раз наскальная роспись появилась в каменном веке, потом получило свое развитие в культурах бронзового и железного веков и Средневековья.
Вы помните, почему он так называется? Каменный век.
(слайд 5)
(Он так называется потому, что именно с этого времени человек начал использовать в своей повседневной жизни каменные орудия).
(слайд 6)
Древнейшее чудо света - наскальные изображения распространены по всему миру.
(слайд 7)
Только в Якутии на сегодняшний день имеется более 5000 (пяти тысяч) наскальных рисунков. По свидетельству археологов этим рисункам около 10 000 лет.
Видите, как давно появился графический рисунок? Как мы убедились, это было давно.
А в современных условиях, где в жизни человека применяется черчение?
(архитектура, строительство, машиностроение, моделирование одежды и другие).
Действительно, без черчения невозможно представить ни одно инженерное сооружение, строительство, моделирование одежды и многое- многое другое.
Графические изображения очень удобны, компактны, легко читаются. Именно из-за этих качеств их широко используют. Представьте себе, как можно было бы словами описать дом строителям, если бы не было чертежей.
Ученые прогнозируют, что около 60-70% информации будет иметь графическую форму предъявления.
И поэтому каждый образованный человек должен владеть графическим языком, уметь читать чертежи и схемы, уметь их составлять.
Вы, наверно, все изучали в школе интересный и важный для каждого человека предмет – черчение.
Вы уже чертили на уроках математики геометрические фигуры, знакомы с чертежными инструментами. И эти знания пригодятся вам на уроке строительного черчения.
(слайд
Сегодня мы с вами будем знакомиться, со строительными чертежами и выполним чертеж якутского балагана в трех взаимно перпендикулярных плоскостях проекций.
3. Актуализация опорных знаний и умений учащихся. (6 мин.)
Для дальнейшей работы нам необходимо повторить тему о проецировании и его видах, с которой вы уже из школьной программы знакомы.
Изображения предметов на чертежах в соответствии с правилами государственного стандарта выполняют по способу (методу) прямоугольного проецирования.
(слайд 9)
Проецированием называют мыслительный процесс построения изображений предметов на плоскости.
(слайд 10)
Виды проецирования: центральное, параллельное, косоугольное, прямоугольное.
Давайте вспомним, как получаются изображения предметов на плоскости. Рассмотрим такой несложный пример.
(слайд 11)
Проецируемый предмет помещают в пространстве трехгранного угла, образованного плоскостями V, H и W, и рассматривают с трех сторон – спереди, сверху и слева. Полученные фигуры будут проекциями предмета на плоскости V, H и W.
Для получения чертежа предмета плоскость W поворачивают на 90 вправо, а плоскость H – на 90 вниз. (слайд 12)
Полученный таким образом чертеж содержит три прямоугольные проекции предмета: фронтальную, горизонтальную и профильную.
(слайд 13)
Способ прямоугольного проецирования на взаимно перпендикулярные плоскости был разработан французским ученым – геометром Гаспаром Монжем в конце XVIII в. Поэтому такой способ часто называют способом (методом) Монжа.
4. Формирование новых ЗУН. (23 мин.)
Как мы говорили, тема нашего урока «Строительные чертежи».
Если наш урок связан со строительными чертежами, то нам нужно обязательно ознакомиться с понятием «Строительный чертеж».
( слайд 14)
Строительными чертежами называют чертежи и относящиеся к ним текстовые документы, которые содержат проекционные изображения здания или его частей и другие данные, необходимые для его возведения, а также для изготовления строительных изделий и конструкций.
(слайд 15)
Основные изображения на строительных чертежах называются фасад, план, разрез.
Фасад – изображения внешних сторон здания (см. слайд). На фасадах показывают расположение окон и дверей, а также архитектурные детали здания.
Планом здания называют разрез здания горизонтальной плоскостью на уровне немного выше подоконников (см. слайд).
Разрез служит для выявления конструкции здания и высоты этажей (см. слайд).
(слайд 16)
Впервые появление чертежей было связано с практической деятельностью человека – строительством укреплений, городских построек и пр. Первое упоминание о чертежах в России относится к началу XVI века и содержится в описи царского архива, по которой самый древний чертеж относится к 1517 году.
На слайде показан чертеж моста (как мы видели бы его сверху) и сторожевой башни (как мы видели бы ее спереди), относящийся к XVII веку.
(слайд 17)
А на следующем слайде вы видите получертеж – полурисунок урасы этруссов и изображения урасы выполненные якутами на камне.
Вот мы еще раз убедились в том, что с давних времен появились чертежи различных построек.
А сегодня на уроке мы выполним чертеж одного строительного объекта наших предков - чертеж якутского балагана или по - иному якутского жилища. Это жилище мы рассмотрим на основе метода прямоугольного проецирования, в трех взаимно перпендикулярных плоскостях проекций.
( слайд18)
Удивительна и история появления якутских жилищ.
За самую древнюю форму якутских жилищ нужно признать УРАСУ.
В старину якуты жили в урасах и лето и зиму. Ставили урасы в местностях, где пасли скот. (слайд 19) Богачи покрывали урасу берестой, украшенной узорами и резьбою. Позже богатые люди предпочли строить русские дома, и искусство ставить и украшать, урасы мало – помалу исчезает. (слайд 20) Сходство урасы и балагана заметили многие приезжие – ученые, путешественники.
(слайд 21)
Старинное четырехугольное жилище якутов – балаган – возводился довольно быстро из наклоненных жердей или тонких бревен, опирающихся на столбовую каркасную основу. Посередине балагана устанавливались самые крепкие столбы. (слайд 22) Все это перекрывалось настилом из тонких бревен, на который сверху набрасывали землю. Стены обмазывались глиной, смешанной с навозом. (слайд 23) Выход делали в сторону восхода солнца на восток. Западная сторона считалась вместилищем злых духов, откуда шли болезни, холод и другие напасти. Окна были маленькими и прикрывались натянутым бычьим пузырем или кусками льда. (слайд 24) С северной стороны пристраивался хлев (хотон), также сделанный из столбов и жердей, причем хлев соединялся с жилым помещением.
(слайд 25, 26)
Далее на слайдах вы видите строения якутских мастеров 19 - 20 веков.
Каждый мастер имеет свои секреты строения подобных жилищ. Может кто-то из вас тоже захочет стать таким мастером и построит по - новому такие жилища.
А сейчас для дальнейшей работы нам необходимо познакомиться с программой компьютерного черчения «AutoCAD» и выполнить в ней практическую работу.
( слайд27)
AutoCAD является системой компьютерного черчения, которая предназначена для создания геометрических чертежей, а также чертежей деталей и механизмов различной сложности. AutoCAD позволяет создавать трехмерные модели объектов и рассматривать их в различных проекциях. AutoCAD может быть использоваться в курсе информатики в качестве векторного графического редактора, в курсе математики для выполнения геометрических построений "с помощью циркуля и линейки" и в курсе черчения для создания чертежей.
Сейчас мы вместе попробуем выполнить чертеж в программе компьютерного черчения «AutoCAD».
(слайд 28)
У вас на столе имеется наглядное изображение архитектурного здания и его фасад – главный вид. Вы должны выполнить чертеж здания в трех взаимно перпендикулярных плоскостях проекций. (Рассмотрите его с трех сторон – спереди, сверху и слева).
(Переход на ПК).
Объяснение задания.
Откройте шаблон 1, который находится на «Рабочем столе».
У вас на мониторе имеются три плоскости проекций V, H и W. и наглядное изображение архитектурного здания и его фасад – главный вид – вид спереди, сверху и слева, но у вас они находятся в не законченном виде. Ваша задача дополнить их соответствующими линиями чертежа и фигурами соответственно назначению проекций.
Начать работу рекомендую с перемещения линий и фигур, переноса можно добиться с помощью мыши путем её захвата, т.е наведите курсор на линию и нажатием левой клавиши не отпуская переносим в нужное место.
(Работаем на 8 минут).
Проверка выполненной работы. (слайд 29)
Вот мы попробовали выполнить чертеж в программе компьютерного черчения «AutoCAD» и освежили в памяти проецирование, а теперь приступим к основному практическому заданию.
5. Практическое задание. (10 мин.)
Изготовление любой конструкции, конечно же, начинается с чертежа.
Итак, мы как будущие строители начнем работу с выполнения чертежа якутского балагана в трех взаимно перпендикулярных плоскостях проекций.
Объяснение задания.
(слайд 30)
У вас на столе имеется наглядное изображение якутского балагана. Вы должны выполнить чертеж Якутского балагана в трех взаимно перпендикулярных плоскостях проекций. (Рассмотрите его с трех сторон – спереди, сверху и слева).
Откройте шаблон 2, который находится на «Рабочем столе».
У вас на мониторе тоже имеются три плоскости проекций и имеется изображение, т.е. три вида якутского балагана – это вид спереди, сверху и слева, но у вас они находятся в не законченном виде. Ваша задача дополнить их соответствующими линиями чертежа и фигурами соответственно назначению проекций.
Начать работу рекомендую с перемещения линий и фигур, переноса можно добиться с помощью мыши путем её захвата, т.е наведите курсор на линию и нажатием левой клавиши не отпуская переносим в нужное место.
(Работаем на 10 минут).
Выполнение задания.
Проверка выполненной работы. (слайд 31)
5. Итог урока. (2,5 мин).
Рефлексия.
- Что нового узнали?
- Что на уроке понравилось?
- С какой программой познакомились?
- Где можно применять данные знания, умения?
Вот и закончился наш урок.
Мы с вами изучили постройки наших предков и попробовали сделать чертеж «якутского балагана» в трех взаимно перпендикулярных плоскостях проекций.
Мне бы хотелось, чтобы вы всегда в современности находили прошлое, а в прошлом настоящее.
Спасибо за урок.