Требования к личности учителя физической культуры.
Преподаватель физической культуры Грибова А.В.
Известно, что в основе воспитательного процесса в системе физического воспитания и спорта лежат определенные мотивы. Стремление к всестороннему развитию личности, полноценной подготовке к труду и защите Родины, желание внести свой вклад в развитие спорта, прославить свою страну или определенное спортивное общество.
Мотивы проявляются и раскрываются в процессе занятий спортом, а это вызывает необходимость разрабатывать и соблюдать специальные нормы спортивной этики; развивать способность преодолевать специфические трудности на пути к спортивным достижениям, воспитывать спортивное трудолюбие, сильную волю и другие личностные качества и свойства спортивного характера.
Сама по себе спортивная деятельность не воспитывает позитивных личностных качеств, но при определенных условиях у спортсмена могут сформироваться отрицательные черты характера (чрезмерное честолюбие, тщеславие, зазнайство, эгоизм и т.п.), если этому не противостоит систематическое целеустремленное нравственное воспитание и самовоспитание спортсмена. Поэтому задачи нравственного воспитания в процессе тренировки, стоят прежде всего перед учителем.
Таким образом, любой педагог, преподаватель физического воспитания или тренер призваны решать задачи по всестороннему развитию личности воспитываемых. Чтобы успешно осуществлять процессы воспитания, обучения и развития, педагогу необходимо обладать знаниями по психологии. Как любой педагогический процесс обучения физической культуры имеет ряд особенностей:
Учитель, осуществляя учебно-воспитательную работу, выполняет следующие основные функции:
1) управленческую;
2) формирующую;
3) гностическую;
4) регулирующую;
5) воспитательную.
Управленческая функция необходима для разносторонней подготовки учащегося, так как обеспечивает ему принятие решений, прогнозирование, организацию, руководство, согласование, контроль и коррекцию.
Учитель осуществляет управление при информационном взаимодействии с учащимися посредством речи. Планы, наставления, советы, указания, замечания, беседы и т.п. - это наиболее распространенные формы управляющей информации со стороны руководителя. Анализируя информацию, педагог принимает управленческие решения, от правильности которых зависит успех его воспитанников. Известны три группы таких решений: первые обеспечивают оптимизацию тренировочного и учебно - воспитательного процесса; вторые формируют волевую готовность учащегося к выступлению в соревнованиях; а третьи, принимаемые в процессе выступления на соревнованиях, являются существенной помощью.
Приняв решение, учитель прогнозирует эффективность его реализации и возможность принимать следующие решения. При этом он овладевает таким стилем мышления, который аналогичен научному: он должен быть поисковым, проблемным, оригинальным и системным.
Известно, что под влиянием тренировки состояние учащегося изменяется.
В своей практике я применяю три типа состояний:
а) этапные состояния (состояние спортивной формы или, напротив, состояние недостаточной тренированности и т.п.);
б) текущие состояния (изменяются под влиянием одного или нескольких занятий);
в) оперативные состояния (возникают под влиянием отдельных упражнений и быстро изменяются).
Постоянно изменяющиеся возможности учащегося, колебания его состояния служат основой для управления процессом спортивной тренировки при помощи обратных связей:
1) сведения, идущие от учащегося к учителю (самочувствие, настроение, отношение к работе и т.д.);
2) сведения о поведении учащегося (объем тренировочной работы, ее выполнение, замеченные ошибки и т.д.);
3) данные о срочном тренировочном эффекте (величина и характер сдвигов в функциональных системах, которые вызваны тренировочной нагрузкой);
4) сведения о кумулятивном тренировочном эффекте (изменения в состоянии тренированности).
Чтобы успешно и грамотно построить занятия, важно иметь развернутое представление о факторах, определяющих эффективность соревновательной деятельности учащегося, о взаимосвязях между структурой соревновательной деятельности и структурой подготовленности:
1) компоненты соревновательной деятельности (старт, особенности соревновательной борьбы, финиш);
2) интегральные качества, определяющие эффективность действий при выполнении соревновательной деятельности (например: скоростно-силовые способности, специальная выносливость);
3) функциональные параметры и характеристики, определяющие уровень интегральных качеств (мощность, емкость систем энергообеспечения, устойчивость и подвижность функциональных систем и т.п.);
4) частные показатели функциональных параметров и характеристик (объем сердца, минутный объем кровообращения, объем легких и т.д.).
Все это, учитывая функциональные возможности, структуру предстоящей соревновательной деятельности и соответствие структуры подготовки к соревнованиям, позволяет диагностировать результативность соревновательной деятельности и создать фундамент эффективности управления тренировочным процессом.
Спортивное совершенствование возможно лишь в условиях регулярного контроля со стороны учителя за уровнем работоспособности воспитанников, за их умением переносить нагрузки, за процессом восстановления и их психическим состоянием. Следя за результатами контроля, учитель обязан своевременно корректировать виды деятельности. В соответствии с необходимостью оценивать текущие и оперативные этапные состояния принято различать три вида контроля:
1) поэтапный — определение изменения состояния под воздействием относительно длительного периода тренировки и разработка стратегии на последующий микроцикл или период;
2) текущий - оценка реакции организма на выполнение соответственно направленной тренировочной работы, наблюдение за формированием процессов утомления под влиянием нагрузок на отдельных занятиях, учет условий, необходимых для протекания восстановительных процессов, выявление особенностей взаимодействия различных по величине и направленности нагрузок в течение тренировочного дня или микроцикла
3) оперативный (направлен на оптимизацию программы
тренировочных занятий) - выбор упражнений, которые в наибольшей степени способствуют решению поставленных задач. Здесь используются тесты, позволяющие выявить оптимальный для каждого режим работы и отдыха, интенсивность упражнений, величину нагрузки и т.д.
В процессе контроля могут оцениваться и учитываться:
• эффективность соревновательной деятельности
• уровень развития физических качеств, технико-тактического мастерства. психической и интегральной подготовленности
• возможности отдельных функциональных систем, обеспечивающих эффективность соревновательной деятельности;
• реакция организма на предлагаемые тренировочные нагрузки, особенности протекания процессов утомления и восстановления.
Одна из основных задач контроля - рациональный подбор тестов, которые должны:
1) объективно отражать оцениваемые качества и способности;
2) быть понятными и для испытуемых, и для тех, кому они дают информацию
3) вписываться в тренировочный процесс, не нарушая его организации и не ставя непривычных задач, вызывающих неблагоприятные реакции психики и функциональных систем;
4) выявлять реакцию на тренировочные воздействия в соответствии с требованиями структуры соревновательной деятельности и соответствующей структуры подготовленности к ней учащегося (в совокупности у всех сторон оценки).
Формирующая функция направлена на организацию учебно - педагогического процесса для выработки необходимых технико-тактических навыков, развития психических функций, физических качеств и свойств личности.
Формирование двигательных актов и психических явлений осуществляется в экстремальных условиях тренировочной и соревновательной деятельности в соответствии с намеченным конечным результатом. Оно происходит на базе автоматизированного управления действиями, состоящими из определенной системы движений и регуляторных актов.
Гностическая функция связана с сообщением необходимых знаний и умений, со стимулированием его познавательной активности.
Регулирующая функция способствует оптимизации действий, процессов, психических состояний личности, организации этических норм поведения.
Воспитательная функция направлена на выработку у студента морально-волевых качеств, нравственных черт характера общественного самосознания.
Для решения воспитательных задач учитель должен сформировать сплоченный дружный коллектив, в котором каждый отдельный его член ощущает общую поддержку, заботу, учится подчинять свои интересы интересам коллектива, понимать и чувствовать радость от общей деятельности и т.д.
Педагог обязан обладать качествами и навыками, необходимыми для педагогической деятельности вообще и тренерской в частности для подготовки студентов.
Общие педагогические требования:
1) высокий уровень нравственного самосознания
2) педагогическое образование;
З) широкий идейно-политический кругозор;
4) устойчивые морально-волевые качества;
5) интерес к современным достижениям в педагогике, психологии и биологии;
6) высокий общий культурный уровень;
7) умение управлять собой в любых условиях;
хорошие организаторские способности;
9) умение руководить коллективом и пользоваться авторитетом у своих учеников.
Специальные требования к учителю физической культуры деятельности:
1) знание теоретических и методических основ физического воспитания, медицинского контроля;
2) умение владеть технико-тактическими навыками и знание современных научно-методических достижений по своему виду спорта;
3) умение выбрать наиболее способных к данному виду спорта лиц;
4) способность планировать перспективную подготовку, учитывая их индивидуальные особенности;
5) умение воспитывать у своих студентов стремление регулярно заниматься спортом;
6) способность подготовить студентов к достижению высших результатов на соревнованиях.
Умение учителя общаться с учащимися, коллегами по работе, родителями, находить рациональные пути взаимодействия с окружающими - это все коммуникативные умения. Такие умения условно делятся на три группы: собственно коммуникативные, дидактические и ораторские.
Любой учитель осуществляет свою педагогическую деятельность с помощью определенных приемов и способов, которые в совокупности определяют тот или иной стиль его деятельности.
Возможные информационные источники:
1. Настольная книга учителя физической культуры. Авт.-сост. Г.И. Погадаев;
2. Основы теории и методики физической культуры: Учеб. для техн Физ.Культ./ Под ред. А. А. Гужаловского. - М.: Физкультура и спорт, 2006г.
3.Теория и методики физического воспитания: Учеб, для студентов фак.
Физ. Культуры пед. Ин-тов по спец. 03.03 «Физ. Культура» / Б. А
Ашмарин, Ю. А.Виноградов, 3. Н. Вяткина и др.: Под ред. Б. А.
Ашмарина.
4.Тюмасева 3.И., Кваша Б.Ф. Валеология и образование.
12. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. и доп.- М.: Издательский центр Академия»,