Ученые предлагают вузам готовить рабочие кадры по ускоренной программе.
Мария Селиванова, экономический обозреватель РИА Новости.
О необходимости диверсифицировать экономику и модернизировать существующие производства говорил 17 октября премьер-министр Владимир Путин, выступая на заседании консультативного совета по иностранным инвестициям. Строительство наукоемких предприятий и открытие новых рабочих мест – это способы решения поставленной задачи, сказал он.
Модернизируемой российской экономике понадобятся новые кадры. В ближайшие годы будут наиболее востребованы не теоретики с дипломом о высшем образовании, а практики с наработанными умениями и навыками, имеющие при этом хорошие теоретические знания.
Группа экспертов, работающая над Стратегией-2020 (группу возглавляют ректор Высшей школы экономики (ВШЭ) Ярослав Кузьминов и ректор Академии народного хозяйства (АНХ) Владимир Мау), предлагает готовить таких специалистов в вузах по ускоренной программе прикладного бакалавриата: два-три года теории, год практики – и за работу.
Обмен умных голов на умелые руки
В модернизируемой экономике будут востребованы специалисты, обладающие не столько теоретическими познаниями, сколько практическими умениями, подчеркивают эксперты. Этим людям полное высшее образование, по сути, не нужно.
Проблема в том, что восстановление системы среднего специального образования, где в техникумах и училищах готовили квалифицированных исполнителей, сейчас практически невозможно, говорят эксперты.
"Сейчас население вообще не приемлет среднее профессиональное образование, – говорит РИА Новости директор Центра экономики непрерывного образования Академии народного хозяйства при правительстве РФ Татьяна Клячко. – После его окончания 70% выпускников транзитом поступают в вуз: 35% – сразу после выпуска их техникумов, а еще 35% – через год".
Эти люди имеют возможность избежать ряда сложностей при поступлении в университеты, к примеру, они становятся студентами, не проходя через процедуру сдачи ЕГЭ.
При выборе специальности граждане ориентируются на уровень оплаты труда в перспективе, а также на то, является ли будущая специальность уважаемой деятельностью, объяснила Клячко. В России люди, работающие руками, ассоциируются исключительно с людьми неперспективными, не способными сделать карьеру. Потому выбор в пользу высшего образования – это выбор в пользу продвинутой социализации, говорит Ярослав Кузьминов.
"Только перспектива высокой зарплаты может стать стимулом для поступления в техникум или училище", – говорит Татьяна Клячко.
Поскольку техникумы популярностью не пользуются, необходимо провести реформу, говорит Кузьминов. Для этого нужно развивать прикладной бакалавриат. Эта система позволит студенту, закончившему два или три курса университета и не планирующему в будущем заниматься академической наукой, за полгода – год освоить прикладные навыки и выйти на рынок труда. Причем такой работник может зарабатывать даже больше, чем специалист с высшим академическим образованием, отметил Кузьминов.
Такая схема может быть интересна тем студентам, которые со второго или третьего курса работают полный рабочий день, обучаясь при этом на дневном отделении. "Фактически они уже работают и просто "дотягивают" до выпуска", – говорит Кузьминов.
"Прикладные" бакалавры должны попадать в категорию среднего класса и по статусу, и по размеру дохода. Сейчас к среднему классу в России относятся только работники "креативных" специальностей, что неправильно, пояснил Кузьминов.
Таким образом, прикладной бакалавриат позволит и готовить необходимых экономике работников (причем с хорошей теоретической подготовкой), и удовлетворит желание россиян иметь высшее образование.
Вузы не "потянут"
Предложения, связанные с введением прикладного бакалавриата, вызывают ряд сомнений у экспертов.
Для квалифицированных профессионалов, подготовкой которых традиционно занимались техникумы и ПТУ (например, электриков, сантехников), и сейчас есть предложения с достаточно высокими зарплатами, говорит РИА Новости президент рекрутинговой компании HeadHunter Юрий Вировец. Вряд ли они станут выше, если у соискателя будет диплом бакалавра.
"Тем более, что по сравнению с обычным советским техникумом, прикладной бакалавриат будет значительно хуже и менее качественным, потому что там больше общеобразовательных предметов и меньше специальных", – говорит РИА Новости заместитель председателя комитета Госдумы по образованию Олег Смолин.
В программе прикладного бакалавриата на самом деле прикладного мало: два года изучения общеобразовательных предметов и несколько месяцев специальных дисциплин, объяснил депутат. "Но за несколько месяцев специальность не освоить", – настаивает он. Ведь в техникумах выпускники средней школы после 11 класса учили прикладные предметы два года, а не несколько месяцев.
Системы высшего и среднего профессионального образования – это две разные образовательные идеологии, где по-разному определяются цели обучения, его содержание, используемые методы и формы обучения, говорит РИА Новости профессор Московской международной высшей школы бизнеса МИРБИС Александр Сергеев.
"Совершенно не факт, что при появлении прикладного бакалавриата вузы справятся с подготовкой квалифицированных специалистов, – рассуждает Александр Сергеев. – Обучение через навыки – это особая образовательная традиция, и сегодняшняя отечественная высшая школа за редкими отраслевыми исключениями к этому ни психологически, ни технологически не готова".
ВУЗ не может заменить ПТУ, у него нет необходимых учебных мощностей, соглашается Вировец. "Людей со средним специальным образованием на рынке труда не хватает – это факт, но странно называть средним специальным образованием бакалавриат", – рассуждает он.
Александр Сергеев – сторонник развития системы среднего профессионального образования. "Думается, есть иные способы решения данной проблемы, связанные, прежде всего, с развитием именно системы среднего специального профессионального образования", – говорит он.
Введение прикладного бакалавриата и, как следствие, сокращение лет обучения граждан негативно повлияет на экономику, в том числе и инновационную, говорит Олег Смолин. "Прикладной бакалавриат – это прямое движение назад в сторону понижения образовательного уровня нации", – подчеркивает он.
Бизнес в помощь
Ярослав Кузьминов полагает, что к обучению бакалавров практическим умениям необходимо привлекать бизнес. "Надо задействовать потенциал фирм", – говорит он. Крупные производственные корпорации могли бы, например, подготовить краткосрочные программы подготовки молодых кадров.
"Прикладной бакалавриат решит проблему диспропорции на рынке труда", – говорит РИА Новости руководитель отраслевого отделения "Инжениринг" в "Деловой России" Наталья Кириллова.
Правда, Олег Смолин говорит, что "даже с полным бакалавриатом в России устроиться намного сложнее, чем с традиционным образованием специалистов, потому что работодатели диплома бакалавра не понимают". "Прикладного бакалавриата работодатели не понимают совсем, и им придется долго объяснять, что это то же самое, только вид сбоку", – опасается Смолин.
Источник