Проф-обр.рфФорум ПрофобразованиеПрофконкурс.рф
Вход
Имя пользователя:
Пароль:
Автоматический вход: 
:: Забыли пароль?
Уважаемый гость! Форум Профобразование - это единственный самостоятельный интернет-проект для работников НПО и СПО. Регистрация на форуме автоматическая, занимает 1 минуту, после заполнения регистрационной формы.
Контекст
◄ НАВИГАЦИЯ ►
seodon.ru - Создание блочного вертикального меню
Интернет-издание
Последние темы
Коллеги) у кого есть КОС по английскому языку для Среднего проф образования, или хотябы начального))
авторMick Ср 17 Янв 2024, 10:05

Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в с\х
авторВиктор Иванович Вт 16 Май 2023, 11:52

Демоэкзамен
авторRino4ka Ср 07 Сен 2022, 09:48

КТП по материаловедению для МЖКХ
авторАн Ср 13 Янв 2021, 14:59

НАШ БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК
авторНата/П Пт 18 Дек 2020, 14:26

С Днём рождения Нина Станиславовна!
авторАлександр Ср 12 Авг 2020, 10:36

09.02.01 «Компьютерные системы и комплексы» МДК Установка и конфигурирование периферийного оборудования
авторluna0904 Чт 23 Июл 2020, 15:00

Форумчане, мы еще функционируем???
авторАлександр Пт 17 Апр 2020, 09:55

Законодательство РФ по ТКО или что утаивают региональные операторы
авторxela_dat Вт 03 Дек 2019, 19:39

Сотрудничество
авторНаталия Акимова Пн 26 Авг 2019, 08:29

С Днем Рождения, Александр Алексеевич!
авторАлександр Ср 21 Авг 2019, 08:34

Формирование личностных УУД у учащихся младших классов во внеурочной деятельности
авторt_pikova@mail.ru Пт 21 Июн 2019, 19:52

Курсовая работа _спец. "ДОУ и Архивоведение"
авторТатьяна Курашева Сб 27 Апр 2019, 01:07

Презентации по профессии "Электромонтер"
авторКарелина Татьяна Юрьевна Пн 15 Апр 2019, 20:57

С Новым 2019 годом!
авторАлекс6801 Ср 16 Янв 2019, 11:12

Тестовые задания по профессии "Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования в с/х производства" по ПМ 02.01. "Обслуживание и ремонт электропроводок"
авторВиктор Иванович Пт 09 Ноя 2018, 09:47

Так что же изменилось, и что делать
авторВячеслав Омерович Пт 26 Окт 2018, 22:47

НУЖНА КОНСУЛЬТАЦИЯ по КЛАССНОМУ РУКОВОДСТВУ
авторxela_dat Вс 14 Окт 2018, 16:08

С ДНЕМ УЧИТЕЛЯ!!!
авторОльга Андреева Пт 05 Окт 2018, 09:52

ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРОЧТИТЕ! Оформление библиографического аппарата
авторNinaOkon Пн 03 Сен 2018, 00:05

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО, консультации
авторАлексей Романов Ср 15 Авг 2018, 14:09

Военно-патриотический клуб: проблемы, перспективы
авторVladlen Чт 12 Июл 2018, 18:41

Размышление о нравственности.
авторVladlen Сб 30 Июн 2018, 14:19

Подросток и взрослые
авторVladlen Сб 30 Июн 2018, 14:11

ГБПОУ Иркутской области "Киренский профессионально-педагогический колледж"
авторVladlen Чт 28 Июн 2018, 20:55

С Днём Пограничника 28 мая
авторVladlen Ср 27 Июн 2018, 22:18

Кабинет электротехники и электроники
авторИринанет Пн 18 Июн 2018, 07:06

Повышение квалификации по ТОП-50
авторdajwa Вт 12 Июн 2018, 14:51

Алгоритмы
авторВячеслав Омерович Вс 10 Июн 2018, 22:52

ТРЕБУЕТСЯ ПОМОЩЬ!
авторАлексей Романов Чт 07 Июн 2018, 11:19

С ДНЁМ ПОБЕДЫ!
авторАлександр Ср 09 Май 2018, 21:55

Опять реформы?
авторВячеслав Омерович Пт 04 Май 2018, 22:26

Новый подход к организации профессионального образования
авторАлекс6801 Пт 04 Май 2018, 10:20

Владимир Путин: “Необходимо выстроить целостную систему подготовки квалифицированных кадров с учётом лучших международных практик”
авторАлекс6801 Пт 04 Май 2018, 10:05

Нынешние проблемы образования - будущие беды государства
авторАлекс6801 Пт 04 Май 2018, 09:56

Новости образования
Сертификат участника
Загрузка файлов
Инструкция как загрузить файл на сайт

Загрузка документов


Загрузка картинок

J-P-G.NET - быстрый и бесплатный хостинг картинок
Быстрый и бесплатный хостинг картинок

Поделиться | 
 

 Методическая разработка урока литературы "Не искушай меня любя!" (Образ Катерины в пьесе А.Островского "Гроза") Автор: Бирюкова Н.Н.

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз 
АвторСообщение
ПУ17Натали

ПУ17Натали

Женщина Имя : Наталья
Отчество : Николаевна
Сообщения : 21
Рейтинг : 90
Репутация : 28
На форуме с На форуме с : 2011-09-16
Откуда : Тверская обл., г.Бежецк, ул.Нечаева,д.4,кв.9


Поделиться ссылкой

Методическая разработка урока литературы "Не искушай меня любя!" (Образ Катерины в пьесе А.Островского "Гроза") Автор: Бирюкова Н.Н. Empty
СообщениеТема: Методическая разработка урока литературы "Не искушай меня любя!" (Образ Катерины в пьесе А.Островского "Гроза") Автор: Бирюкова Н.Н.   Методическая разработка урока литературы "Не искушай меня любя!" (Образ Катерины в пьесе А.Островского "Гроза") Автор: Бирюкова Н.Н. Contro11Вт 20 Сен 2011, 12:00

1
Любовь сильнее смерти, сильнее страха смерти...
(И.С.Тургенев)
Методическая разработка урока литературы
Тема: «Не искушай меня любя!»
(Образ Катерины в пьесе А.Н.Островского «Гроза»)

Аудитория: 2 курс профессионального училища
Автор: Бирюкова Наталья Николаевна – преподаватель русского языка и литературы (kolja 54-56 @mail.ru)
Место работы: ГОУ НПО «Профессиональное училище №17» г.Бежецка Тверской области
Адрес училища: 171984 Тверская обл., г.Бежецк, ул.Л.Толстого, д.33
Адрес домашний: 171984 Тверская обл., г.Бежецк, ул.Нечаева, д.4, кв.9
Телефон: мобильный +7 915-701-98-17
Рабочий 8 (48 231) 2-02-85
Домашний 8 (48 231) 5-50-60

Тема урока : «Не искушай меня любя!» (Любовь Катерины в пьесе А.Н.Островского «Гроза»)
Цель урока: -проанализировать образ героини; понять , почему она решилась на любовь к Борису, к чему привела эта любовь.
- выяснить самоубийство Катерины – сила или слабость.
- выяснить черты характера Катерины, почему она не может жить по законам «темного царства».
- учить проводить исследовательскую работу по тексту.
- учить высказывать свое мнение.
Форма урока : диспут.
Методические приемы: беседа с анализом эпизодов, доклады учащихся, музыкальное сопровождение, использование кинофильма и иллюстраций.
Оборудование: пьеса А.Н.Островского «Гроза», иллюстрации к пьесе, портреты актрис, сыгравших Катерину, к/ф «Гроза», музыкальное сопровождение , стихи А.Дементьева и П.Вегина.
Ход урока:
1. Организационный момент.

Организация группы к работе, отметить отсутствующих.

2. Сообщение темы и целей урока.
Любовь сильнее смерти, сильнее страха смерти.
(И.С.Тургенев)

Звучит музыка: романс « Под лаской плюшевого пледа» - 2мин 35 сек.
- О какой любви поется в романсе ? (любовь – самопожертвование, которая приводит к погибели).
Главную героиню пьесы «Гроза» любовь тоже привела к погибели.
Тема нашего урока: «Не искушай меня любя!» (Любовь Катерины в пьесе А.Н.Островского «Гроза»)
Эпиграф урока: «Любовь сильнее смерти, сильнее страха смерти».
-Как вы понимаете эти слова?
Когда человек любит, то он готов на все, готов пожертвовать собой ради любимого, готов совершить подвиг во имя любви. Главная героиня пьесы – Катерина готова пожертвовать многим во имя любви, даже своими принципами, она кидается в омут, не боясь кары божьей.
Мы должны разобраться , почему Катерина решилась на любовь к Борису, почему Катерина покончила жизнь самоубийством , смерть Катерины – победа или поражение, выявить черты характера Катерины, почему она не может жить по законам «темного царства», в чем истоки характера Катерины. Урок мы проводим в форме диспута, на котором вы должны высказать свое мнение - любовь Катерины- слабость это или сила? Самоубийство Катерины - Победа это или поражение? Можно ли это назвать протестом Катерины против «темного царства»? В течении урока у каждого из вас должно сформироваться свое собственное мнение по этому поводу, которое вы выскажете в ходе диспута.

3. Реализация домашнего задания.

Чтобы лучше понять образ Катерины и его несовместимость с нормой и моралью «темного царства» , вспомним прежний урок, быт и нравы города Калинова, выполнив задания.
1) Задания : «Знаете ли вы пьесу «Гроза» (раздаточный материал)
Учащиеся читают вопрос и отвечают устно на него
2) Вопрос домашнего задания : Кто из героев пьесы не относится ни к «жертвам» , ни к «хозяевам» города Калинова? (Катерина Кабанова) . Почему? ( Она никого себе не подчиняет и не умеет подчиняться сама)

4. Новый материал.

1) Черты характера Катерины.
Катерина – главная героиня пьесы Островского, не подчиняется «хозяевам» жизни (Кабанихе и Дикому ) , ей чужды законы темного царства, она живет так, как ей велит ее совесть. Имена героев имеют символический смысл: Катерина – греч. «чистота», «благопристойность»; а вот имя Кабанихи – Марфа – греч. «хозяйка», «госпожа», так она себя и чувствует в пьесе; дочь Кабанихи – Варвара – с греч «чужеземная», «грубая». Такая Катерина в силу своего характера.
-Какие черты характера проявляются с первых же реплик Катерины? (зачитать реплики)- неспособность лицемерить , прямота.
Уже с первых же реплик Катерины чувствуется конфликт.
-Откуда же появились такие черты характера Катерины, если город Калинов живет по иным принципам? (воспитание в детстве , в родном доме)
Автор подробно рассказывает о детстве Катерины и ее семье. (зачитать отрывок) Работа с текстом : чтение по ролям диалога Катерины и Варвары (Д.1, явл. 7)
Сравним жизнь Катерины в доме Кабанихи и в доме родителей.
В доме родителей:
-« точно птичка на воле»
-«маменька в ней души не чаяла»
-«работать не принуждали»
-«Вышивала, ходила в церковь, гуляла»
В доме родителей Катерина чувствовала сердечное отношение родных, относительную свободу, слушала рассказы странниц, богомолок, посещала церковь. Отсюда у Катерины болезненная впечатлительность и романтическое отношение к жизни.
В доме Кабанихи:
-«завяла, как цветок»
-«от любви вас и бранят»
-«все по принуждению»
-«меня не станет бояться, тебя и подавно»

В доме Кабановой Катерина переживала жестокие отношения к ней свекрови, отчего возникал постоянный духовный бунт, да и Тихон не понимал Катерину. А жил по приказам Кабанихи.
Влияние жизни у Кабановых на Катерину:
А) Осознание своей обреченности
Б) Замкнутость , разочарованность в семейной жизни.
В) Страстное стремление к свободе, любви , счастью.

Теперь давайте выясним черты характера главной героини и в чем же состоит ее конфликт с окружающим?

Черты характера Катерины - принципы жизни в доме Кабанихи
Свободолюбие - подчинение
Независимость - отказ от своей воли
Чувство собственного достоинства – унижение попреками и подозрениями
Мечтательность и поэтичность -отсутствие духовных начал
Религиозность - религиозное лицемерие
Решительность - не дать жить по своей воле (неволя)
Доброта , бескорыстие - грубость и брань
Честность , непосредственность – обман

Вывод: Для Катерины - Главное –жить согласно своей душе, а для Кабанихи главное – подчинить и не дать жить по –своему. Здесь возникает резкий контраст –вытекает непримиримый конфликт.

Ваше мнение по вопросу : Чем Катерина отличается от жителей города Калинова? (непосредственность, доброта, искренность, честность и т.д.)
Стремление Катерины к свободе – это протест или состояние души? (Мнения учащихся)

2)Любовь Катерины к Борису – протест или искреннее чувство?

Любовь – это движущая сила сюжета. Что такое любовь ? Определение по словарю Ожегова ( Любовь детей, родителей, друзей, высокое чувство)

1) все герои говорят о любви, а особенно Катерина.
2) Речь идет о разной любви (любви родителей, дружеской, сыновей
и о любви как высоком духовном чувстве.)
3) Первые и последние реплики о любви принадлежат Катерине.
4) В 4.Д, где описана сцена покаяния Катерины - вообще нет реплик со словом «любить»
Трагедия Катерины – это трагедия любви или совести?
Стихотворение А. Дементьева «Душа не хочет перемен»

Любовь не только возвышает.
Любовь порой нас разрушает.
Ломает судьбы и сердца…
В своих желаниях прекрасна,
Она бывает так опасна,
Как взрыв, как девять грамм свинца.

Она врывается внезапно.
И ты уже не можешь завтра
Не видеть милого лица.

Любовь не только возвышает.
Любовь вершит и все решает.
И мы уходим в этот плен .
И не мечтаем о свободе.
Пока заря в душе восходит ,
Душа не хочет перемен.

Вот и любовь Катерины – это не только возвышенное чувство, но чувство разрушающее , которое сыграло в ее судьбе роковую роль, привела героиню к гибели. Случаи самоубийств в патриархальном купеческом мире не были единичны – это мы увидим из истории создания пьесы «Гроза» (доклад учащегося)
«По заданию Его императорского высочества, генерал-адмирала, великого князя Константина Николаевича за новыми материалами для «Морского сборника» были разосланы по стране видные русские писатели, уже имевшие опыт путешествий и вкус к очерковой прозе. Они должны были изучать и описывать народные промыслы, связанные с морем, озерами и реками, приемы местного судостроения и судовождения, положение отечественного рыболовства и само состояние водных путей России.
Островскому досталась Верхняя Волга от истока до Нижнего Новгорода. И он с увлечением взялся за дело.»
« В старинном споре приволжских городов о том, какой из них волею Островского превращен в Калинов (место действия пьесы «Гроза»), чаще всего слышны доводы в пользу Кинешмы, Твери, Костромы. О Ржеве спорщики словно забывали, а между тем рождению таинственного замысла «Грозы» именно Ржев явно сопричастен!
Где написана «Гроза» - на подмосковной даче или в заволжском Щелыкове – точно неизвестно, но она создана с поразительной быстротой, истинно по вдохновению, за несколько месяцев 1859 года.
В течении довольно длительного времени считалось, что сам сюжет «Грозы» Островский взял из жизни костромского купечества, что в основу его легло нашумевшее В Костроме на исходе лета 1859 года дело Клыковых. Вплоть до начала 20 века костромичи с гордостью указывали на место самоубийства Катерины – беседку в конце маленького бульварчика, в те годы буквально нависавшую над волгой. Показывали и дом , где она жила, - рядом с церковью Успения. А кода «Гроза» впервые шла на сцене Костромского театра, артисты гримировались «под Клыковых».
Костромские краеведы обстоятельно обследовали потом в архиве «Клыковское дело» и с документами в руках пришли к заключению, что именно эту историю использовал Островский в работе над «Грозой». Совпадения получались почти буквальные. А.П.Клыкова была выдана шестнадцати лет в угрюмую и нелюдимую купеческую семью, состоявшую из стариков родителей, сына и незамужней дочери. Хозяйка дома, суровая и строптивая, обезличила своим деспотизмом мужа и детей. Молодую сноху она заставляла делать любую черную работу, отказывала ей в просьбах повидаться с родными.
В момент драмы Клыковой было 19 лет. В прошлом она воспитывалась в любви и холе души в ней не чаявшей бабушкой, была веселой, жизнерадостной, живой. Теперь же она оказалась в семье недоброй и чужой. Молодой муж ее, Клыков, беззаботный и апатичный человек, не мог защитить жену от притеснений свекрови и относился к ней равнодушно. Детей у Клыковых не было. И тут на пути молодой женщины встал другой человек, Марьин, служащий в почтовой конторе. Начались подозрения, сцены ревности. Кончилось тем, что 10 ноября 1859 года тело А.П.Клыковой нашли в Волге. Начался долгий судебный процесс, получивший широкую огласку даже за пределами Костромской губернии, и никто из костромичей не сомневался, что Островский воспользовался материалами этого дела в «Грозе».
Прошло много десятилетий, прежде чем исследователи творчества островского точно установили, что «Гроза» была написана до того, как костромская купчиха Клыкова бросилась в Волгу. Работу над «Грозой» Островский начал в июне-июле 1859 года и закончил 9 октября того же года.

Можно сделать вывод , что такие случаи в купеческой среде случались, так патриархальные устои общества не давали жить свободно, независимо, а подчиняли , порабощали. Женщина не могла любить того, кого она хочет, выдавали замуж не по любви, и она должна была смириться со своей участью.
Катерина Кабанова не смирилась, также как и А.П.Клыкова.

Чтение диалога Катерины и Варвары (Д.2, явл. 2)
- Кого полюбила Катерина?
- Почему Варвара догадывается о любви Катерины?
-Что можно сказать о принципах дома Кабановых? Как приспособилась Варвара?

- Катерина полюбила Бориса, но совесть Катерины , ее религиозность не позволяет ей переступить нравственный закон – изменить мужу. Мучения Катерины заметила Варвара, которая приспособилась к законам «темного царства», научилась обманывать и тайно от матери встречается с возлюбленным Кудряшом. Именно Варвара устраивает встречу Катерины и Бориса, когда Тихон уезжает по делам.
Анализ сцены «Проводы Тихона» Д2, явл.3,4,5.
(Чтение по ролям)

-Как ведут себя герои в этой сцене, как это их характеризует?
- Какое значение эта сцена имеет в развитии событий?
( В этой сцене обнаруживается, до крайности доходит деспотизм Кабанихи, выясняется полная неспособность Тихона не только защитить. Но и понять Катерину. Эта сцена объясняет решение Катерины пойти на свидание с Борисом.)
- Как ведет себя Тихон перед отъездом?
(Чтобы понять душевное состояние Тихона перед отъездом, нужно ясно представлять его положение в доме матери, его желание хотя бы на две недели освободится от опеки. С чувством облегчения произносит Тихон свою реплику: «Да-с, маменька, пора». Но оказывается это еще не все. Мать требует , чтобы он дал наказ Катерине, как жить без него. Тихон понимает, что , исполняя волю матери, он унижает свою жену.
Когда наставления Кабанихи становятся совсем оскорбительными, Тихон пытается возразить против издевательства над Катериной, но мать непреклонна, и он тихо, сконфузившись, как бы извиняясь перед женой, произносит : «Не заглядывайся на парней!» Цель Кабанихи – привести к полной покорности домашних и прежде всего своенравную Катерину)

Анализ монолога с ключом. Д 2, явл.10.

Попытаемся понять, почему Катерина полюбила Бориса?
Ответ найдем в статье Добролюбова : «В этой страсти заключается для нее вся жизнь; вся сила ее натуры, все ее живые стремления сливаются здесь . К Борису влечет ее не одно то, что он ей нравится, что он и с виду и по речам не похож на остальных окружающих ее, к нему влечет ее потребность в любви, не нашедшая себе отзыва в муже, и оскорбленное чувство жены и женщины, и смертельная тоска ее однообразной жизни, и желание воли, простора, горячей, беззапретной свободы».

Чтение монолога.( читает учащийся)

- Какие чувства испытывает Катерина, как эти чувства отражаются в ее речи? Каково значение сцены?
( Здесь раскрывается победа естественного чувства Катерины над догмами домостроя. Речь Катерины полна коротких, отрывистых вопросительных и восклицательных предложений, повторов, сравнений передающих напряжение чувств Катерины.
После взволнованного вступления идут горькие раздумья Катерины о жизни в неволе. Речь становится более сдержанной, уравновешенной. Катерина оспаривает первоначальное решение – бросить ключ : «Да какой же в этом грех, если я взгляну на него раз, хоть издали-то! Да хоть и поговорю-то!.. Да ведь он сам не захотел». Эта часть монолога сопровождается ремарками: подумав, молчание, задумывается, задумчиво смотрит на ключ, характеризующих состояние Катерины.
Заканчивается монолог сильным порывом чувств: «Мне хоть умереть, да увидеть его…»
Любовный выбор обрекает Катерину на мучения . Она встречается с Борисом.

Отрывок из к/ф «Гроза» (сцена «Свидание»)

- В чем сложность внутреннего состояния Катерины?
( Катерина идет на обман и встает в один ряд с Варварой, это не свойственно натуре Катерины. Автор показывает эволюцию душевного состояния героини – от растерянности к утверждению права на любовь. Катерина «тихо сходит по тропинке,.. потупив глаза в землю», обращается к Борису «с испугом, но не поднимая глаз», «поднимает глаза и смотрит на Бориса», «кидается ему на шею».)

- Как показана в этих монологах борьба Катерины с собой? (ее монологи напряжены, эмоциональны, в них говорит не разум, а сердце.)
- В чем выражается решительность Катерины? (решилась на любовь с Борисом, действовала по велению сердца, а не закона)

Вывод: Любовь Катерины – искреннее чувство, она не способна лицемерить и притворяться, она действует по велению своего сердца, нарушая нравственный и религиозный закон – изменяет мужу, да и Тихон не стремился завоевать любви Катерины, а жил по приказам и распоряжениям своей «маменьки», поэтому Катерина не нашла в нем поддержку и любовь, поэтому ищет это на стороне.

Итак. любовь Катерины – искреннее чувство или протест? (мнения учащихся)
3) Покаяние Катерины (Д.4, явл 6)

Катерина после приезда мужа « просто сама на своя сделалась…Дрожит вся, точно ее лихорадка бьет; бледная такая, мечется по дому, точно чего ищет. Глаза как у помешанной.»
- Почему произошли изменения в Катерине? (Катерина была религиозна, изменив мужу , она совершила тяжкий грех, она пошла на обман, что противоречит ее натуре, поэтому Катерине тяжело на душе, ей легче признаться, покаяться)

- Так как драма называется «Гроза», то мотив грозы присутствует на протяжении всей пьесы. Попробуем разобраться , как название пьесы определяет поступки главной героини.
- В чем, по–вашему мнению, заключается смысл заглавия?
(Гроза – в природе -постоянно слышится мотив надвигающейся грозы.
Гроза в душе Катерины –несогласие с моралью «темного царства», желание жить по-своему велению сердца, любовь к Борису, приводит к смятению души.
Гроза в обществе – назревает конфликт, нежелание многих жить по нормам и
правилам домостроя, в обществе несвободном пробуждаются свободные чувства.)
Гроза в природе – освежает
Гроза в душе –очищает
Гроза в обществе –просвещает.

- Как жители Калинова воспринимали грозу ( как божественное явление. Как кару бога, Катерина не исключение, она боится грозы, следуя религиозным побуждениям)
- Как мотивируется сцена покаяния? (зачитать отрывок из пьесы)
(Надвигается гроза, которая по мнению калиновцев , «нам в наказание посылается». Мрачный колорит усиливается и сценой действия – вместо панорамы Волги – узкая галерея с гнетущими сводами. Катерина теперь «безоружна». Ее ранят и намеки Кабанихи и ласковая шутка Тихона. Ласка мужа, перед которым она виновата – для нее пытка)
-В чем разница в душевном состоянии Катерины в Д.1 и Д.4?
( Разница в душевном состоянии Катерины выражена и в ее восклицаниях после ухода барыни в Д.1 «Ах, как она меня испугала, я дрожу вся, точно она пророчит мне что-нибудь; Д.4. :»Ах , умираю!» Катерина ждет божьей кары. Она ищет защиты у бога, опускается на колени и видит перед собой изображение ада. Так подводит Островский к кульминации пьесы – сцене покаяния.)

Д.4.явл.6. – Прочитайте отрывок. Какие чувства теперь испытывает Катерина?
(Если в монологе с ключом и в сцене свидания раскрывается победа любви в душе Катерины, то в сцене покаяния отчетливо обнаруживается сила тяготеющих над Катериной норм религиозной нравственности.)

- Можно ли считать покаяние Катерины ее слабостью? Что было бы с Катериной , если бы она не раскаялась?
( Если бы Катерина скрыла свой грех, научилась бы притворяться и обманывать , продолжала бы ходить на свидания с Борисом, то это означало бы, что Катерина приспособилась к окружающему обществу, примирилась с его нравственными устоями, деспотизмом)

- Чем объясняется раскаяние Катерины?
( Покаяние Катерины объясняется не только боязнью божьей кары, но и тем, что ее высокая нравственность восстает против обмана, который вошел в ее жизнь. Она говорила о себе: «Обманывать –то я не умею, скрывать-то ничего не могу.» Для Катерины нравственная оценка своих поступков и помыслов составляет важную сторону духовной жизни. И во всенародном признании Катерины можно видеть попытку искупить свою вину, сурово наказать себя, попытку нравственного очищения.)
- могла ли Катерина обрести путь к спасению души? Почему? (мнения учащихся)

Прощание с Борисом. (Д.5, явл 3. 4)
(Чтение отрывка)
Звучит романс «А на последок я скажу»
Катерина бросается в Волгу , не примирившись с законами «темного царства».
- Почему Борис не мог спасти Катерину ( Он был «жертвой» «темного царства», жил под влиянием Дикого, и не мог его ослушаться, подчинялся ему и не мог , как Катерина выступить против неволи из-за страха «жертвы»)
-Какой можно сделать вывод?

Вывод: Катерина нигде не изменила себе, она решилась на любовь по велению сердца, она призналась в измене по внутреннему чувству свободы (ложь – это несвобода), прощается с Борисом не только из-за чувства любви, ни и из-за того, что он пострадал из-за нее, бросилась в Волгу по требованию свободной души.

-Докажите, что смерть Катерины – это протест.
(Робкий Тихон обвиняет мать в смерти жены, Варвара убегает из дома)
- Кто будет молится за героинь, погибших за любовь?
Стихотворение П.Вегина «Хранительница очага»
Ты разрушаешь очаг.
Синий огонь кипит
В отчаянных очах.
Воительница в любви,
Что драма тебе, что срам?
И ты разрушаешь дом,
Чтобы построить храм.
Героиня пьесы , разрушая семью , шла к любви, испытала минуты счастья, построила храм любви, наверное богиня любви будет молится за ее душу.

-Сможет ли город Калинов после смерти Катерины жить по-старому? (мнения учащихся)

5. Работа по учебник (Резерв)
Роль Катерины играли многие актрисы, все по-разному подходили к интерпретации этого образа
« Исполнительницы ролей Катерины»
1- Косицкая
2-Федотова
3-Стрепетова
4-Ермолова
5-Тарасова
6-Козырева
Работа по учебнику: Как актрисы воплощали образ Катерины?
Вывод: Разноплановые сценические воплощения – это продолжение полемики: сила в ней или слабость? Протест или смирение?


6.Критики о пьесе.
«Что тут должен делать критик?»
Сообщение учащегося
Добролюбов «Луч света в темном царстве»
- «Гроза»- это зреющие в глубине России революционные силы
- критик отметил сильные, бунтующие мотивы в характере Катерины
-В Катерине видим протест против кабановских понятий о нравственности.
-Катерина – это здоровая личность. Которая нашла в себе решимость покончить с этой гнилой жизнью во что бы то ни стало.

Д.Писарев «Мотивы русской драмы»
- Катерина – это «полоумная мечтательница
-Вся жизнь Катерины состоит из внутренних противоречий
-- Она постоянно кидается из одной крайности в другую
- Она на каждом шагу путает свою жизнь и жизнь других
-Она запутавши все, разрубает затянувшиеся узлы самым глупым средством – самоубийством.
Аполлон Григорьев
- увидел в Катерине поэзию народной жизни
- Отметил красоту природы, волги, на фоне которой разворачивается действие: «Как будто не художник, а целый народ создавал тут!»

7.Закрепление.

Тестовое задание.

8. Итог урока.
Итак, мы рассмотрели на уроке образ главной героини пьесы Островского «Гроза», какой вывод можно о ней сделать? (сильная, решительная, способная любить, отстаивать свои чувства, но не умеющая лгать, обманывать, боящаяся бога - все это привело героиню к гибели)
Схему разобрать. (Мет Золотаревой стр.196) – сделать вывод урока
Выставить оценки.

Вывод урока: Катерина – сильная личность, которая умела любить , готова на самопожертвование во имя любви, но она честна, искренна и поэтому она не способна притворяться, обманывать, т.е. жить по законам «темного царства», она избрала выход – самоубийство, чтобы избавить себя и свою душу от угрызений совести и уйти от норм и правил города Калинова.
Звучит романс «Любовь - волшебная страна»
9. Д/з
Составить характеристику литературного героя –Катерины по плану (см. стенд)
Вернуться к началу Перейти вниз
  "Уточните значение слов, и вы избавите человечество от половины заблуждений" Рене Декарт
АДИ

АДИ

Мужчина Имя : Анатолий
Отчество : Дмитриевич
Сообщения : 3292
Рейтинг : 4547
Репутация : 1012
На форуме с На форуме с : 2012-01-23
Откуда : Курганская область, г. Шадринск


Поделиться ссылкой

Методическая разработка урока литературы "Не искушай меня любя!" (Образ Катерины в пьесе А.Островского "Гроза") Автор: Бирюкова Н.Н. Empty
СообщениеТема: Re: Методическая разработка урока литературы "Не искушай меня любя!" (Образ Катерины в пьесе А.Островского "Гроза") Автор: Бирюкова Н.Н.   Методическая разработка урока литературы "Не искушай меня любя!" (Образ Катерины в пьесе А.Островского "Гроза") Автор: Бирюкова Н.Н. Contro11Чт 01 Мар 2012, 20:06

2
Всем огромный привет!
Хорошая разработка урока.
Учебный материал многим может пригодиться.
Вернуться к началу Перейти вниз
  "Уточните значение слов, и вы избавите человечество от половины заблуждений" Рене Декарт
 

Методическая разработка урока литературы "Не искушай меня любя!" (Образ Катерины в пьесе А.Островского "Гроза") Автор: Бирюкова Н.Н.

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу 

 Похожие темы

-
» Методическая разработка мультимедийного урока.
» Конспект урока литературы: "Город полусумасшедший"( по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" Автор : Бирюкова Н.Н.
» Методическая разработка урока по дисциплине Математика
» Методическая разработка урока литературы "Талант любви в рассказе Куприна "Гранатовый браслет"
» Методическая разработка урока по теме "Современный костюм"
Страница 1 из 1


Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
Профессиональное образование ::  КАБИНЕТ УЧАСТНИКОВ СООБЩЕСТВА :: Образовательные ресурсы участников :: Образовательные ресурсы участников-
Наш портал с уважением относится к авторскому праву. При обнаружении нарушений авторских прав сообщите администратору.
Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.
Позиция администрации сайта не всегда совпадает с мнением участников сообщества.
© www.profobrazovanie.org 2010-2015|При полном или частичном использовании материалов сайта гиперссылка обязательна