Проф-обр.рфФорум ПрофобразованиеПрофконкурс.рф
Вход
Имя пользователя:
Пароль:
Автоматический вход: 
:: Забыли пароль?
Уважаемый гость! Форум Профобразование - это единственный самостоятельный интернет-проект для работников НПО и СПО. Регистрация на форуме автоматическая, занимает 1 минуту, после заполнения регистрационной формы.
Контекст
◄ НАВИГАЦИЯ ►
seodon.ru - Создание блочного вертикального меню
Интернет-издание
Последние темы
Коллеги) у кого есть КОС по английскому языку для Среднего проф образования, или хотябы начального))
авторMick Ср 17 Янв 2024, 10:05

Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в с\х
авторВиктор Иванович Вт 16 Май 2023, 11:52

Демоэкзамен
авторRino4ka Ср 07 Сен 2022, 09:48

КТП по материаловедению для МЖКХ
авторАн Ср 13 Янв 2021, 14:59

НАШ БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК
авторНата/П Пт 18 Дек 2020, 14:26

С Днём рождения Нина Станиславовна!
авторАлександр Ср 12 Авг 2020, 10:36

09.02.01 «Компьютерные системы и комплексы» МДК Установка и конфигурирование периферийного оборудования
авторluna0904 Чт 23 Июл 2020, 15:00

Форумчане, мы еще функционируем???
авторАлександр Пт 17 Апр 2020, 09:55

Законодательство РФ по ТКО или что утаивают региональные операторы
авторxela_dat Вт 03 Дек 2019, 19:39

Сотрудничество
авторНаталия Акимова Пн 26 Авг 2019, 08:29

С Днем Рождения, Александр Алексеевич!
авторАлександр Ср 21 Авг 2019, 08:34

Формирование личностных УУД у учащихся младших классов во внеурочной деятельности
авторt_pikova@mail.ru Пт 21 Июн 2019, 19:52

Курсовая работа _спец. "ДОУ и Архивоведение"
авторТатьяна Курашева Сб 27 Апр 2019, 01:07

Презентации по профессии "Электромонтер"
авторКарелина Татьяна Юрьевна Пн 15 Апр 2019, 20:57

С Новым 2019 годом!
авторАлекс6801 Ср 16 Янв 2019, 11:12

Тестовые задания по профессии "Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования в с/х производства" по ПМ 02.01. "Обслуживание и ремонт электропроводок"
авторВиктор Иванович Пт 09 Ноя 2018, 09:47

Так что же изменилось, и что делать
авторВячеслав Омерович Пт 26 Окт 2018, 22:47

НУЖНА КОНСУЛЬТАЦИЯ по КЛАССНОМУ РУКОВОДСТВУ
авторxela_dat Вс 14 Окт 2018, 16:08

С ДНЕМ УЧИТЕЛЯ!!!
авторОльга Андреева Пт 05 Окт 2018, 09:52

ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРОЧТИТЕ! Оформление библиографического аппарата
авторNinaOkon Пн 03 Сен 2018, 00:05

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО, консультации
авторАлексей Романов Ср 15 Авг 2018, 14:09

Военно-патриотический клуб: проблемы, перспективы
авторVladlen Чт 12 Июл 2018, 18:41

Размышление о нравственности.
авторVladlen Сб 30 Июн 2018, 14:19

Подросток и взрослые
авторVladlen Сб 30 Июн 2018, 14:11

ГБПОУ Иркутской области "Киренский профессионально-педагогический колледж"
авторVladlen Чт 28 Июн 2018, 20:55

С Днём Пограничника 28 мая
авторVladlen Ср 27 Июн 2018, 22:18

Кабинет электротехники и электроники
авторИринанет Пн 18 Июн 2018, 07:06

Повышение квалификации по ТОП-50
авторdajwa Вт 12 Июн 2018, 14:51

Алгоритмы
авторВячеслав Омерович Вс 10 Июн 2018, 22:52

ТРЕБУЕТСЯ ПОМОЩЬ!
авторАлексей Романов Чт 07 Июн 2018, 11:19

С ДНЁМ ПОБЕДЫ!
авторАлександр Ср 09 Май 2018, 21:55

Опять реформы?
авторВячеслав Омерович Пт 04 Май 2018, 22:26

Новый подход к организации профессионального образования
авторАлекс6801 Пт 04 Май 2018, 10:20

Владимир Путин: “Необходимо выстроить целостную систему подготовки квалифицированных кадров с учётом лучших международных практик”
авторАлекс6801 Пт 04 Май 2018, 10:05

Нынешние проблемы образования - будущие беды государства
авторАлекс6801 Пт 04 Май 2018, 09:56

Новости образования
Сертификат участника
Загрузка файлов
Инструкция как загрузить файл на сайт

Загрузка документов


Загрузка картинок

J-P-G.NET - быстрый и бесплатный хостинг картинок
Быстрый и бесплатный хостинг картинок

Поделиться | 
 

 Решение задачи линейного программирования симплекс-методом

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз 
АвторСообщение
revodal

revodal

Женщина Имя : Татьяна
Отчество : Михайловна
Сообщения : 3
Рейтинг : 12
Репутация : 3
На форуме с На форуме с : 2012-06-01
Откуда : Новороссийск, Краснодарский край


Поделиться ссылкой

Решение задачи линейного программирования симплекс-методом Empty
СообщениеТема: Решение задачи линейного программирования симплекс-методом   Решение задачи линейного программирования симплекс-методом Contro11Сб 02 Июн 2012, 15:35

1
Решение задачи линейного
программирования симплекс-методом

Ладовер Татьяна Михайловна
Новороссийский колледж строительства и экономики



Отличительной особенностью ЗЛП, образующих подмножество задач математического программирования, является то, что цель задачи записывается в виде линейной функции f(X) и ограничения её также линейны.

Основной задачей линейного программирования являетсянахождение
таких значений переменных Х= (х1, х2, х3, …, хn), которые приводят целевую
функцию f(X) к экстремальному значению.

Общий вид записи модели ЗЛП:


            f(X) = c1x1 + c2x2+ … +cnxn → extrem


при условиях-ограничениях:

   a11x1 + a12x2 + … +a1nxn ≤ b1
  a21x1+ a22x2 + … +a2nxn ≤ b2

  .

  .

am1x1 + am2x2 + … +amnxn≤bm,

где

xi ≥ 0, i = 1 ÷ n – искомые величины,
aij, bj, ci– заданные постоянные величины,
bj - запасы сырья, энергии и т.д., j= 1 ÷ m.


Совокупность чисел Х= (х1, х2, х3, ..  хn), удовлетворяющих ограничениям
задачи, называется допустимым решением или планом или областью допустимых
решений (ОДР).

Допустимое решение, максимизирующее или минимизирующее целевую функцию, называется оптимальным решением или оптимальным планом.

Решить ЗЛП в частном случае при наличии двух переменных можно графическим методом.
Если в ЗЛП более двух переменных, то самым распространённым методом решения является симплекс-метод.
Симплексом называется выражение вида
           c1x1 + c2x2 + …+ cnxn 
или сумма парных произведений векторов Решение задачи линейного программирования симплекс-методом PX+qZdKkAAAAAElFTkSuQmCC

Методика решения задач с f(x)→ min отличается от методики решения задач c f(x)→ max. Для удобства решения задач обоих типов по единому алгоритму их модели необходимо привести к т.н. канонической форме (КФ).

Считается, что ЗЛП записана в канонической форме, если:
a) её целевая функция максимизируется;
b) ограничения задачи имеют вид равенства с неотрицательной правой частью (bj ≥ 0);
c) все переменные в модели задачи неотрицательные (≥ 0).


Таким образом, каноническая форма модели ЗЛП имеет вид:

f(x) = c1x1 + c2x2 + …+ cnxn  → max

a11x1+ a12x2 + …+ a1nxn = b1
a21x1+ a22x2 + …+ a2nxn = b2  
.

am1x1+ am2x2 + …+ amnxn = bm

xi  ≥ 0, i = 1 ÷ n
bj≥ 0, j = 1 ÷ m

Рассмотрим два типа математических моделей ЗЛП.
I.                  
Приведём к КФ ЗЛП, заданную моделью, в которой все ограничения вида ≤:

f(x) = c1x1+ c2x2 + …+ cnxn  → max
                 a11x1 + a12x2+ …+ a1nxn ≤ b1
(*)             a21x1 + a22x2+ …+ a2nxn ≤ b2
                 .
                 .        
                am1x1+ am2x2 + …+ amnxn ≤ bm

                 xi  ≥ 0, i = 1 ÷ n
                 bj≥ 0, j = 1 ÷ m


Во всех неравенствах системы ограничений  левая часть меньше либо равна правой (≤). Для того чтобы уравнять их (как того требует каноническая форма), необходимо к левой части каждого ограничения прибавить, соответственно, неотрицательные целые переменные xn+1, xn+2,…, xn+m.  Чтобы не изменилось значение целевой функции, эти переменные вводятся в неё с нулевыми коэффициентами.
Т.о. после приведения к канонической форме наша
задача будет иметь вид:

f(x) = c1x1 + c2x2 + …+ cnxn + 0* xn+1  + 0* xn+2 … +0* xn+m  → max
  a11x1+ a12x2 + …+ a1nxn  + xn+1 = b1
  a21x1+ a22x2 + …+ a2nxn  + xn+2 = b2
  ·
  ·
  am1x1+ am2x2 + …+ amnxn  + xn+m = bm

  xi ≥ 0, i = 1 ÷ n+m
  bj≥ 0, j = 1 ÷ m

Переменные xn+1 ÷   xn+m  называются дополнительными.

Если ограничение в исходной математической модели задачи задано знаком строго равенства (=), то в него не вводят дополнительную переменную, а только  искусственную (см.ниже).

Пример1.

Пусть экономическая задача описывается следующей моделью

f(x) = 10x1 +13x2 → max

      6x1+ 5x2 ≤ 30
      4x1 + 8x2 ≤ 32
      2x1 + 4x2 ≤ 12

      хi ≥ 0, i = 1 ÷
 

Приведём эту математическую модель к КФ:

f(x) = 10x1 +13x2 + 0* x3   + 0*x4   + 0* x→ max
                 6x1+ 5x2 + x3  = 30
(*)             4x1 + 8x2 + x= 32
                 2x1 + 4x2 + x= 12
                xi  ≥0, i = 1 ÷ 5.

II.            
Рассмотрим второй частный случай: f(x)→min и хотя бы одно из ограничений вида ≥ (или даже все). Модель этой задачи имеет вид:

f(x) = c1x1+ c2x2 + …+ cnxn  → min

                 a11x1 + a12x2+ …+ a1nxn ≥ b1
(**)           a21x1 + a22x2+ …+ a2nxn ≥ b2
                 ·
                 ·
                 am1x1+ am2x2 + …+ amnxn ≥ bm

                xi  ≥0, i = 1 ÷ n
                bj≥ 0, j = 1 ÷ m

Определение минимального значения функции f(x) можно свести к нахождению максимального значения функции -f(x).
Т.о. в подобных случаях коэффициенты при неизвестных в f(x) → min надо умножить на (-1).
Чтобы привести к строгому равенству ограничения вида ≥, надо из левой части каждого ограничения такого вида вычесть, соответственно, неотрицательные целые переменные xn+1,  xn+2, ….,  xn+m.
Тогда после приведения к КФ задача (**) будет иметь вид:

f(x) = -(c1x1 + c2x2 + …+ cnxn)  + 0* xn+1  + 0* xn+2 …+0* xn+m  → max

a11x1+ a12x2 + …+ a1nxn  - xn+1 = b1
a21x1+ a22x2 + …+ a2nxn  - xn+2 = b2
·
·
am1x1+ am2x2 + …+ amnxn  - xn+m = bm


xi ≥ 0, i = 1 ÷ n+m
bj≥ 0, j = 1 ÷ m.



Все переменные в математической модели делятся на два типа:


- базисные (зависимые), которые могут быть выражены через все остальные
переменные. Переменная является базисной, если она входит
только в одно из уравнений системы с коэффициентом равным 1 (так в системе (*)базисными являются переменные х3, х4, х5).
- все остальные переменные являются небазисными (независимыми).

 Частное решение, т.е. нахождение базисных переменных при приравнивании небазисных переменных нулю (хi= 0), называется базисным. Базисное решение называется вырожденным, если хотя бы одна из базисных переменных = 0, такая задача называется вырожденной. В противном случае - задача называется невырожденной.


Выше мы рассмотрели два частных случая I и II.
В  случае I базисное решение является допустимым решением:

xn+1 = b1
xn+2 = b2
·
xn+m= bm .


Во II-м случае (см. КФ модели (**)) базисное решение имеет вид
- xn+1 = b1
- xn+2 = b2
.
.
- xn+m= bm       

и не является допустимым, т.к. противоречит условию неотрицательности переменных (xi ≥ 0).


 В таких случаях для выделения базисных переменных и нахождения допустимого решения используют метод искусственного базиса, заключающийся в следующем:
1) в каждое ограничение вида ≥ или = вводят искусственную неотрицательную переменную у1, у2,… уm;
2) в целевую функцию искусственные переменные входят с коэффициентом (-М), где М – очень большое положительное число (отсюда  и название - М-метод).

После ввода искусственных переменных КФ задачи (**) будет иметь вид:


f(x)= -(c1x1+ c2x2+ …+cnxn) + 0* xn+1 + 0* xn+2 …+ 0* xn+m– М*у1 …–М*уm → max
a11x1+ a12x2 + …+ a1nxn  - xn+1 + у1 = b1
a21x1+ a22x2 + …+ a2nxn  - xn+2 + у2 = b2
·
·
am1x1+ am2x2 + …+ amnxn  - xn+m + уm = bm

xi  ≥0, i = 1 ÷ n+m,
bj ≥ 0,
yj ≥ 0, j = 1 ÷ m


Набор искусственных переменных у1, у2,…,уm  в М-методе образует искусственный базис. Искусственные переменные вводятся только для получения исходного базисного плана при решении задач ЛП симплекс-методом. Решение ЗЛП удобно производить в т.н. симплекс-таблицах следующего вида:

Решение задачи линейного программирования симплекс-методом X+NRXRZ8iAAAAAElFTkSuQmCC


Значение целевой функции  f(x) вычисляют как сумму парных произведений элементов столба С и элементов столбца В. Относительные оценки Решение задачи линейного программирования симплекс-методом NsU4CsgntM0AAAAASUVORK5CYII= - как сумму парных произведений элементов столба С и элементов соответствующего i-го столбца.

Алгоритм решения ЗЛП симплекс-методом

1. Привести математическую
модель к канонической форме. Заполнить симплекс-таблицу и вычислить значения
целевой функции и относительных оценок.

2. – если все относительные
оценки неотрицательные и среди базисных переменных нет искусственных, то план
оптимален, т.е. задача решена. Решение находим в столбце В:

xn+1 = b1
xn+2 = b2
·
xn+m= bm ;

- если все относительные оценки неотрицательные и среди них есть равные нулю, а среди базисных переменных нет искусственных, то задача решена и имеет бесконечное множество решений, одно из которых вышло в базис (находится в столбце В);

- если все относительные оценки неотрицательные, но среди базисных переменных есть искусственные, то задача решений не имеет;

- если среди относительных
оценок есть отрицательные, то решение задачи неоптимально, необходим переход к
следующему базисному плану (к пункту 3).


3. Из всех отрицательных относительных оценок выбирается наибольшая по модулю. Соответствующий ей столбец называется главным. Для определения главной строки надо поэлементно разделить столбец В на главный столбец
(на нули и отрицательные числа главного столбца не делят). Наименьшее частное
соответствует главной строке. На пересечении главной строки и главного столбца
находится главный элемент симплекс-таблицы. Это число может быть только
положительным.

Далее необходимо произвести перерасчёт таблицы.


4. В новой таблице переменные главной строки и главного столбца (вместе со своими коэффициентами) меняются местами. Остальные переменные и их коэффициенты переписываются без изменений.
Вместо главного элемента записывается обратное ему число: 1/главный элемент.
Элементы главного столбца старой таблицы делят на (- главный элемент).
Элементы главной строки старой таблицы делят на (главный элемент).
Все остальные элементы пересчитывают по правилу прямоугольника:
из произведения элементов главной диагонали, проходящей через главный элемент, вычитают произведение элементов побочной диагонали и результат делят на главный элемент; получившееся число записывают в соответствующую клетку новой симплекс-таблицы. Если в главной строке или главном столбце есть нули, то
элементы соответствующих этим нулям столбца и строки переписываются без
изменения в новую таблицу.


5. В новой таблице вычисляются значения целевой функции и относительных 
оценок. Переход к пункту 2.



Пример 2.
Решим следующую задачу симплекс-методом.


Мастер делает мельхиоровые ложки двух видов: без чеканки (Л1) по цене 2 евро и с чеканкой (Л2) по цене 3 евро. За день мастер делает не менее одной ложки. Дневной запас сырья не более 12 дм3: при этом на ложку вида Л1 идёт 3 дм3, а на ложку вида Л2 - 2 дм3 мельхиора.
На какой максимальный доход в день может рассчитывать мастер при соблюдении указанных норм?

Обозначим:
  x1 – количество ложек вида Л1,
  x2 – количество ложек вида Л2.

По условию задачи составим её математическую модель:
доход от продажи ложек вида Л1 составит 2*x1 (евро);
доход от продажи ложек вида Л2 составит 3*x1 (евро). Сумма этих чисел равна доходу мастера - целевая функция.
На производство ложек вида Л1 расходуется 3*x1 дм3 м  мельхиора, а на производство ложек вида Л2 расходуется 2*x1 дм3 м , причем мастер не может использовать в день больше 12  дм3 м - это первое ограничение. Из условия, что мастер в день делает не менее одной ложки, запишем второе ограничение и получим модель задачи:

f(X) = 2x1 + 3x2 → max
Решение задачи линейного программирования симплекс-методом C:%5CDOCUME%7E1%5CMICROS%7E1.000%5CLOCALS%7E1%5CTemp%5Cmsohtml1%5C01%5Cclip_image0063x1+ 2x2 ≤ 12
    x1 +   x2 ≥ 1
   
    х1 ≥ 0
    х2 ≥ 0

Для решения задачи симплекс-методом приведём математическую модель к канонической форме:

f(x) = 2x1 + 3x2 + 0* x3 + 0* x4 - М* у → max

3x1 + 2x2 + x3 =12
  x1 +   x2 - x4 + y =1
 
  xi  ≥0, i = 1 ÷ 4
  y ≥ 0.

На основании канонической формы построим начальный базисный план задачи:

Решение задачи линейного программирования симплекс-методом TQzJGCMmCQSXkATCohDwABpWQB8CgEvIAGFRCHgCDSsgD+A81AcVdPpuYvgAAAABJRU5ErkJggg==
Задача не решена, т.к. в базисе есть искусственные переменные, а среди относительных оценок - отрицательные. Среди отрицательных относительных оценокmso-fareast-font-family:Calibri;mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language:EN-US;
выбираем наибольшую по модулю (-М-3) - ей соответствует главный столбец; находим главную строку (вторая, т.к.1/1 Отрицательная относительная оценка одна (-3), ей соответствует главный столбец; главная строка  - первая, соответственно, главный элемент равен двум (ячейка выделена голубым цветом). Выполнив перерасчёт таблицы, перейдём к новому базисному плану.
Решение задачи линейного программирования симплекс-методом UTX3dpEn3lkAAAAASUVORK5CYII=


Все относительные оценки неотрицательные, в базисе нет искусственных переменных, следовательно, задача решена.


Решение:
X1 = 0 (т.к. эта переменная не вышла в базис), в базис вышла X2 = 6, максимальный доход при таком плане выпуска изделий равен

f(X) = 2*0 + 3*6 = 18 (евро).


Список рекомендуемой литературы


1   Кремер Н.Ш.,Путко Б.А. и др. Под ред. проф. Кремера Н.Ш. Исследование операций в экономике.– М: ЮНИТИ, 2002.- 407 с.

2      Малик Г.С. Основы экономики и математические методы в планировании/ – М.: Высшая школа, 1988.-
279 с.


3     Миркин Б.Г., Фаенсон А.И. Экономико-математические методы в планировании
жилищно-коммунального хозяйства./ – М: Стройиздат,1990. – 137 с.


4      Палий И.А. Линейное программирование/ - М: ЭКСМО, 2008. – 255 с.
Вернуться к началу Перейти вниз
  "Уточните значение слов, и вы избавите человечество от половины заблуждений" Рене Декарт
АДИ

АДИ

Мужчина Имя : Анатолий
Отчество : Дмитриевич
Сообщения : 3292
Рейтинг : 4547
Репутация : 1012
На форуме с На форуме с : 2012-01-23
Откуда : Курганская область, г. Шадринск


Поделиться ссылкой

Решение задачи линейного программирования симплекс-методом Empty
СообщениеТема: Re: Решение задачи линейного программирования симплекс-методом   Решение задачи линейного программирования симплекс-методом Contro11Ср 20 Июн 2012, 09:01

2
Татьяна Михайловна! Здравствуйте!
Удачного Вам дня!
Ваша работа достойна внимания!
Показал своим преподавателям...
Вам - роза!
Вернуться к началу Перейти вниз
  "Уточните значение слов, и вы избавите человечество от половины заблуждений" Рене Декарт
 

Решение задачи линейного программирования симплекс-методом

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу 

 Похожие темы

-
» Организация и задачи гражданской обороны
» Задачи учебно-производственной работы в колледже и пути их решения
» Презентация к докладу "Метод проектов: сущность, задачи"
» Ситуационные задачи по профессии "продавец, контролер-кассир"
» Решение самостоятельно работы по модулям-КТО ответит???
Страница 1 из 1


Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
Профессиональное образование ::  КАБИНЕТ УЧАСТНИКОВ СООБЩЕСТВА :: Образовательные ресурсы участников :: Публикации, статьи, доклады.-
Наш портал с уважением относится к авторскому праву. При обнаружении нарушений авторских прав сообщите администратору.
Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.
Позиция администрации сайта не всегда совпадает с мнением участников сообщества.
© www.profobrazovanie.org 2010-2015|При полном или частичном использовании материалов сайта гиперссылка обязательна