ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Ефимова Т.Н.
ТОГАОУ СПО «Педагогический колледж г. Тамбова», e-mail: tall-rut@mail.ru
Становление системы социальной работы в России выдвигает на первый план проблему подготовки квалифицированных кадров и специалистов, которые в полной мере владели бы теоретическими знаниями и обладали навыками и умениями в избранной ими сфере деятельности.
Специальность 040401 Социальная работа была открыта в ТОГАОУ СПО «Педагогический колледж г. Тамбова» в 2012 году. В том же году 1 сентября был произведен первый набор студентов на эту специальность.
Методика подготовки специалистов по социальной работе предполагает последовательную реализацию принципа интеграции теории и практики в течение всего периода обучения. При этом практика является неотъемлемой частью учебного процесса, выступая в качестве средства формирования у студентов профессиональных умений и навыков.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по направлению подготовки дипломированных специалистов по специальности 040401 Социальная работа студенты колледжа проходят следующие виды практики: учебную, производственную, преддипломную.
Анализ нормативных документов позволил выделить цели и задачи практики.
Учебная практика проводится с целью расширения и углубления знаний и умений, полученных в результате изучения общепрофессиональных дисциплин. Объём учебной нагрузки в 3 семестре – 51 час.
Учебная практика проводится с целью расширения и углубления знаний, полученных в результате изучения профильных общеобразовательных дисциплин и соответствующих разделов междисциплинарных курсов в рамках профессиональных модулей. Объём учебной нагрузки в 3 семестре – 34 часа, в 4 семестре – 60 часов.
Целью производственной практики (по профилю специальности) является расширение и углубление знаний, умений и приобретения практического опыта на основе изучения соответствующих разделов междисциплинарных курсов в рамках профессиональных модулей.
Целью производственной практики (педагогической) является моделирование социальной деятельности в различных учреждениях на базе теоретической, научно-методической и практической подготовки в период обучения в педагогическом колледже. Формирование профессионально необходимых качеств у специалиста по социальной работе в условиях самостоятельной социальной деятельности.
Объём учебной нагрузки:
– производственная практика (по профилю специальности) – 34 часа;
– производственная практика (педагогическая) – 60 часов.
Основные задачи практики:
- психологическая адаптация к избранной профессии;
- приобретение знаний о сущности, технологии, характере социальных
проблем общества и способах их решения;
- углубление и совершенствование теоретических знаний, и установление их связи с практической деятельностью;
- формирование общих и профессиональных компетенций;
- знакомство с основными типами и видами учреждений социальной защиты, социального обслуживания различных категорий граждан;
- освоение современных социальных технологий групповой, индивидуальной работы с различными категориями граждан;
- создание условий для развития способностей и самореализации студента;
- развитие навыков профессиональной рефлексии;
- формирование и развитие профессионально важных качеств личности;
- формирование у студента творческого и исследовательского подходов к профессиональной деятельности;
- профессиональное саморазвитие.
Определены базы учебной и производственной практики: Дом ветеранов, МКУ «Центр предоставления дополнительных мер социальной помощи и работы с отдельными категориями граждан города Тамбова».
Специфика практики по социальной работе заключается в том, что:
- во-первых, спектр учреждений, где может работать специалист по социальной работе, чрезвычайно широк. Он включает учреждения и службы социальной защиты населения, здравоохранения, юстиции, культуры, а также общественные организации, которые оказывают различные виды социальной помощи клиентам. И выпускник колледжа должен быть хорошо ориентирован в этой профессиональной сфере.
- во-вторых, студент в процессе обучения должен быть готов к работе со всеми категориями населения. Если студент, обучающийся по педагогическим специальностям, знает, где и с кем он будет работать, то студент, обучающийся по специальности «Социальная работа», может в дальнейшем работать с инвалидами, сиротами, пенсионерами, семьями и т.д. Причем, деятельность специалиста по социальной работе с различными категориями клиентов имеет ярко выраженную специфику. Она неодинакова в разных учреждениях и службах. И к этому студент тоже должен быть подготовлен.
- в-третьих, организация и проведение практики по социальной работе в корне отличается от педагогической практики. Невозможно просто перенести схему проведения учебной практики, например, будущего учителя-предметника в учебный процесс подготовки специалиста по социальной работе.
Ситуация, которую переживает российское общество, ставит перед системой среднего профессионального образования задачу подготовки специалиста не только профессионально компетентного и конкурентоспособного, но и гуманистически ориентированного.
Поэтому процесс формирования готовности студентов – специалистов социальной сферы к профессиональной деятельности должен осуществляться на основе личностно-деятельностного и практико-ориентированного подходов. Именно включение студентов в различные виды деятельности, имеющей четко сформулированные задачи, и их активная позиция способствуют успешному становлению будущих специалистов.
Основными принципами учебно-производственной практики являются гуманность, законность, доступность, адресность, конфиденциальность, компетентность, профилактическая направленность.
Ведущие методы практики: наблюдение и включение в профессиональную деятельность.
Студенты в процессе прохождения учебно-производственной практики выполняют следующие виды деятельности:
1. Знакомство с различными видами учреждений социального обслуживания и социальной защиты населения г. Тамбова (Дом милосердия, Дом ребенка, Пенсионный фонд РФ, ТОГБУ СОН «Забота», Дом ветеранов, МКУ ЦДСП и т.п.
2. Составление социального паспорта учреждения.
3. Изучение основных нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность учреждения.
4. Ознакомление с должностными обязанностями социального работника.
5. Разработка, проведение и анализ различных мероприятий с лицами пожилого возраста и инвалидами.
6. Выполнение исследований по теме.
7. Составление социальной карты клиента.
8. Участие в добровольческих акциях.
В 2013-2014 уч.г. студенты 2 курса специальности 040401 Социальная работа проходили практику в Доме ветеранов, МКУ «Центр предоставления дополнительных мер социальной помощи и работы с отдельными категориями граждан города Тамбова». Они принимали активное участие в проведении концертов к Дню пожилых людей, к Дню народного единства, к Дню матери для ветеранов, оказывали им социально-бытовую помощь, проводили беседы, коррекционно-развивающие занятия, культурно-досуговые мероприятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Итоги прохождения практики подводятся на итоговой конференции, которая являются рефлексивным этапом, где обсуждаются итоги практики (полученный результат; что способствовало, а что мешало работе; на что необходимо обратить внимание при подготовке к практике в следующем учебном году), дается предварительная оценка учреждения – места практики. Такого рода мероприятия проходят, как правило, в нетрадиционной форме – с мультимедийными презентациями, фотовыставками, отражающими не только наиболее яркие события практики, но и ее будни.
По окончании практики студенты оформляют дневник практики с приложениями. В отчетной документации находят отражение сведения об организации, где проходил практику студент (юридическая форма, структура, регламентирующие документы, основные направления деятельности, формы и методы работы), основные виды деятельности студента-практиканта, анализ методов и технологий, используемых студентом при работе с клиентами и определение их эффективности, проблемы с которыми столкнулся будущий специалист по социальной работе и пути их разрешения, рекомендации по совершенствованию практической деятельности с различными категориями граждан, а также отчет по практике.
В приложении студенты представляют материалы, разработанные в процессе практической деятельности (конспекты занятий, сценарии, рекомендации).
Практическая деятельность студентов способствует закреплению навыков учеб¬ной, научной и профессиональной деятель¬ности, а также личностной реализации и самоактуализации. Кроме того, в ходе прак¬тики они имеют возможность убедиться в правильности или ошибочности профес¬сионального самоопределения.
В процессе практики интегрируются и дифференцируются практические и теоре¬тические знания, осознаются реальные со¬циальные проблемы и выяв¬ляются наиболее эффективные способы их решения.
Студенты во время практики учатся видеть социальный смысл своей деятельности, что дает им возможность осо¬знать общественную ценность своей работы и проникнуться самоуважением.
Таким образом, продуктивная организация практики обеспечивает готовность к профессиональной деятельности, а также способствует дальнейшему развитию положительной мотивации к выбранной профессии