Проф-обр.рфФорум ПрофобразованиеПрофконкурс.рф
Вход
Имя пользователя:
Пароль:
Автоматический вход: 
:: Забыли пароль?
Уважаемый гость! Форум Профобразование - это единственный самостоятельный интернет-проект для работников НПО и СПО. Регистрация на форуме автоматическая, занимает 1 минуту, после заполнения регистрационной формы.
Контекст
◄ НАВИГАЦИЯ ►
seodon.ru - Создание блочного вертикального меню
Интернет-издание
Последние темы
Коллеги) у кого есть КОС по английскому языку для Среднего проф образования, или хотябы начального))
авторMick Ср 17 Янв 2024, 10:05

Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в с\х
авторВиктор Иванович Вт 16 Май 2023, 11:52

Демоэкзамен
авторRino4ka Ср 07 Сен 2022, 09:48

КТП по материаловедению для МЖКХ
авторАн Ср 13 Янв 2021, 14:59

НАШ БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК
авторНата/П Пт 18 Дек 2020, 14:26

С Днём рождения Нина Станиславовна!
авторАлександр Ср 12 Авг 2020, 10:36

09.02.01 «Компьютерные системы и комплексы» МДК Установка и конфигурирование периферийного оборудования
авторluna0904 Чт 23 Июл 2020, 15:00

Форумчане, мы еще функционируем???
авторАлександр Пт 17 Апр 2020, 09:55

Законодательство РФ по ТКО или что утаивают региональные операторы
авторxela_dat Вт 03 Дек 2019, 19:39

Сотрудничество
авторНаталия Акимова Пн 26 Авг 2019, 08:29

С Днем Рождения, Александр Алексеевич!
авторАлександр Ср 21 Авг 2019, 08:34

Формирование личностных УУД у учащихся младших классов во внеурочной деятельности
авторt_pikova@mail.ru Пт 21 Июн 2019, 19:52

Курсовая работа _спец. "ДОУ и Архивоведение"
авторТатьяна Курашева Сб 27 Апр 2019, 01:07

Презентации по профессии "Электромонтер"
авторКарелина Татьяна Юрьевна Пн 15 Апр 2019, 20:57

С Новым 2019 годом!
авторАлекс6801 Ср 16 Янв 2019, 11:12

Тестовые задания по профессии "Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования в с/х производства" по ПМ 02.01. "Обслуживание и ремонт электропроводок"
авторВиктор Иванович Пт 09 Ноя 2018, 09:47

Так что же изменилось, и что делать
авторВячеслав Омерович Пт 26 Окт 2018, 22:47

НУЖНА КОНСУЛЬТАЦИЯ по КЛАССНОМУ РУКОВОДСТВУ
авторxela_dat Вс 14 Окт 2018, 16:08

С ДНЕМ УЧИТЕЛЯ!!!
авторОльга Андреева Пт 05 Окт 2018, 09:52

ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРОЧТИТЕ! Оформление библиографического аппарата
авторNinaOkon Пн 03 Сен 2018, 00:05

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО, консультации
авторАлексей Романов Ср 15 Авг 2018, 14:09

Военно-патриотический клуб: проблемы, перспективы
авторVladlen Чт 12 Июл 2018, 18:41

Размышление о нравственности.
авторVladlen Сб 30 Июн 2018, 14:19

Подросток и взрослые
авторVladlen Сб 30 Июн 2018, 14:11

ГБПОУ Иркутской области "Киренский профессионально-педагогический колледж"
авторVladlen Чт 28 Июн 2018, 20:55

С Днём Пограничника 28 мая
авторVladlen Ср 27 Июн 2018, 22:18

Кабинет электротехники и электроники
авторИринанет Пн 18 Июн 2018, 07:06

Повышение квалификации по ТОП-50
авторdajwa Вт 12 Июн 2018, 14:51

Алгоритмы
авторВячеслав Омерович Вс 10 Июн 2018, 22:52

ТРЕБУЕТСЯ ПОМОЩЬ!
авторАлексей Романов Чт 07 Июн 2018, 11:19

С ДНЁМ ПОБЕДЫ!
авторАлександр Ср 09 Май 2018, 21:55

Опять реформы?
авторВячеслав Омерович Пт 04 Май 2018, 22:26

Новый подход к организации профессионального образования
авторАлекс6801 Пт 04 Май 2018, 10:20

Владимир Путин: “Необходимо выстроить целостную систему подготовки квалифицированных кадров с учётом лучших международных практик”
авторАлекс6801 Пт 04 Май 2018, 10:05

Нынешние проблемы образования - будущие беды государства
авторАлекс6801 Пт 04 Май 2018, 09:56

Новости образования
Сертификат участника
Загрузка файлов
Инструкция как загрузить файл на сайт

Загрузка документов


Загрузка картинок

J-P-G.NET - быстрый и бесплатный хостинг картинок
Быстрый и бесплатный хостинг картинок

Поделиться | 
 

 Формирование общих компетенций посредством проблемного обучения на занятиях истории

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз 
АвторСообщение
svetah81

svetah81

Женщина Имя : Светлана
Отчество : Михайловна
Сообщения : 3
Рейтинг : 5
Репутация : 0
На форуме с На форуме с : 2012-10-29
Откуда : Воронежская обл., г.Лиски


Поделиться ссылкой

Формирование общих компетенций посредством проблемного обучения на занятиях истории  Empty
СообщениеТема: Формирование общих компетенций посредством проблемного обучения на занятиях истории    Формирование общих компетенций посредством проблемного обучения на занятиях истории  Contro11Пт 20 Мар 2015, 14:58

1
Главной задачей современной системы образования является создание условий для качественного обучения, важнейшим условием которого является внедрение компетентностного подхода. При этом под компетентностным подходом имеется ввиду направленность процесса обучения на формирование и развитие общих компетенций. В основу содержания общего образования, в качестве его основных целей, положено формирование у учащихся общих компетенций, которые понадобится ему и в дальнейшем образовании, и в будущей взрослой жизни. Глоссарий ФГОС дает следующие определения понятия «компетенция»:
1) круг полномочий и прав, предоставляемых законом, уставом или договором конкретному лицу или организации в решении соответствующих вопросов;
2) совокупность определенных знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлен и иметь практический опыт работы.
Данные умения и навыки должны обладать практической функцией, требующей применение знаний на практике. В. О. Ключевский отмечал, что «преподавание… считает себя призванным подготовлять учащихся и к практическому употреблению приобретенных научных познаний». Необходимость развития компетенций в рамках образования связаны с изменениями в общем строе жизни современного общества и, в особенности, сферы труда. Введение компетенций в ФГОС позволяет решать проблему, типичную для многих обучающихся, когда учащийся, обладая хорошими теоретическими знаниями, испытывает значительные трудности в применении полученных знаний на практике. В современных условиях формирование знаний не является главной целью образования.
Ориентация на новые цели образования – компетенции – требует не только изменения содержания изучаемых предметов, но и методов и форм организации образовательного процесса, включение учащихся в реализацию какой-либо деятельности, приближения изучаемых тем к реальной жизни и поисков путей решения возникающих проблем.
В соответствии с компетентностным подходом, мною была определена цель своей педагогической деятельности: формирование общих компетенций посредством проблемного обучения на уроках истории.
Под проблемным обучением понимается обучение решению нестандартных задач, в ходе которого студенты усваивают новые знания и приобретают навыки и умения творческой деятельности. Преимущества проблемного обучения это, прежде всего, большие возможности для развития внимания, наблюдательности, активизации мышления, активизации познавательной деятельности студентов; оно развивает самостоятельность, ответственность, критичность и самокритичность, нестандартность мышления. Проблемное обучение призвано сформировать особый стиль умственной деятельности, исследовательскую активность и самостоятельность студентов в процессе обучения. Проблемный метод обучения требует особого построения образовательного процесса, содержания изучаемого материала, методов организации учебно-познавательной деятельности обучающихся и управления ею, структуры урока и форм контроля за деятельностью учащихся.
Технология проблемного обучения имеет следующую структуру: постановка проблемного вопроса, проблемной задачи и проблемной ситуации. Активизация учащихся характеризуется поиском путей решения проблем.
Проблемный вопрос содержит в себе реальное или кажущееся противоречие, вызывает затруднение при выработке на него ответа, требует не вспоминания готовых знаний, а размышления, рассуждения, отличается относительной краткостью формулировки.
Например, «Почему ближайший советник, друг и доверенное лицо Ивана Грозного Андрей Курбский, ни разу не подвергавшийся репрессиям со стороны царя, тем не менее сбежал в Прибалтику, а позднее и выступил против московского войска?».
Проблемная задача — это элемент учебного процесса. Чтобы создать у обучающихся состояние интеллектуального напряжения, им даются вопросы, задачи, упражнения, в процессе выполнения которых и выявляются затруднения. У них возникает познавательный интерес и потребность в решении встретившейся проблемной задачи. Такие задания вводят учащихся в предстоящую частично поисковую или исследовательскую работу, создавая психологически благоприятную атмосферу для дальнейших занятий.
Проблемные вопросы, отличаются от проблемной задачи, сжатостью информации, предлагаются сильным учащимся, так как в них сконцентрирован значительный смысловой материал. Слабым учащимся непросто воспринять кратко изложенный проблемный вопрос из-за нехватки конкретных знаний и способности логически мыслить. Более обширная информация позволит им гораздо быстрее включиться в решение проблемы.
Состояние проблемной ситуации наблюдается при решении, к примеру, такой задачи:
«М. С. Горбачев, с середины 80-х. гг. хотел начать строить социализм «с человеческим лицом», сохраняя при этом руководящую роль коммунистической партии в обществе. Как известно, из этого ничего не вышло. Почему в СССР при коммунистах реформы не пошли, а в коммунистическом Китае они продолжаются по сей день и довольно успешно?».
Проблемную ситуацию можно представить как создание обстановки, в которой у обучающихся возникает интеллектуально-психологическое состояние (затруднение), преодоление которого требует поиска новых знаний, новых подходов, направленных на выявление личной оценки противоречий, заложенных в проблемном вопросе (задаче).
Состояние проблемной ситуации наблюдается при решении, к примеру, такой задачи:
«В 1820 году произошел бунт гвардейцев Семеновского полка. Было выяснено, что командир полка Шварц собственноручно бил солдат палкой, плевал им в лицо, заставлял маршировать разутыми по жнивью. Суд приговорил зачинщиков бунта к повешению, а командира полка к отсечению - головы».
Возникают вопросы: если виноват Шварц, то почему смертной казни подверглись солдаты; если виноваты солдаты, коль их приговорили к повешению, то почему Шварцу должны были отрубить голову?
Формами решения проблемных ситуаций могут быть: проблемные задачи и задания, проблемная лекция, задачи исследовательского характера, дискуссии, работа с историческими документами.
Также, проблемные ситуации могут содержаться в названии темы уроков: «Иван IV – тиран или реформатор?», «Н.С.Хрущев: черное и белое».
Можно выделить три уровня реализации технологии проблемного обучения. На первом уровне технологии проблемного обучения заключаются в том, что педагог ставит проблему, формулирует ее, указывает на конечный результат и направляет самостоятельные поиски студентов. Методом такого урока является диалогический. На втором уровне у студентов воспитывается способность самостоятельно формулировать и решать проблему, а преподаватель только указывает на нее, не формулируя конечного результата. Ведущий метод на таком уровне - эвристический. И на третьем уровне студент должен самостоятельно увидеть проблему, сформулировать и исследовать возможности и способы ее решения, используя поисково-исследовательский метод. В итоге воспитывается способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию и видеть проблему, находить правильный ответ.
Технология проблемного обучения позволяет:
- определять проблему в различных ситуациях, принимать ответственное решение, оценивать последствия своего решения;
- ставить цель своей деятельности, определять условия для её реализации, планировать и организовывать процесс её достижения, то есть разрабатывать технологии, адекватные задаче;
- осуществлять рефлексию и самооценку, оценку своей деятельности и её результатов;
- выбирать для себя нормы деятельности и поведения.
Проблемное обучение многофункциональное и решает следующие задачи:
1. Стимулирует мотивацию учения;
2. Повышает познавательный интерес;
3. Формирует самостоятельность, ответственность, критичность и самокритичность, инициативность, нестандартность мышления;
4. Развивает творческие способности;
5. Формирует убеждения;
6. Формирует навыки исследовательской деятельности;
7. Развивает коммуникативные компетенции.
Решение проблемной ситуации может осуществляться, как на протяжении всего занятия, так и на любом его этапе. При планировании проблемного урока выдерживают основные этапы технологии проблемного обучения.
Например: урок истории на втором курсе по теме: «Сталинградская битва – начало коренного перелома в ходе Второй мировой войны»:
1. Постановка проблемы, например, «В 1942 году произошло событие, которое военные историки называют переломным, потому что оно оказало большое влияние на весь дальнейший ход Второй мировой войны. Западные исследователи считают таким событием Битву у Эль-Аламейна (Северная Африка). Отечественные историки утверждают, что таким событием была Сталинградская битва. Почему?».
2. Студенты выдвигают гипотезы, подтверждая гипотезы фактами, документами.
3. Студенты вступают в дискуссию, выражая свою точку зрения, свободно владея материалом;
4.Выводы по решению проблемы.
Не последнюю роль играет правильный подбор методических приемов, используемых преподавателем на проблемных уроках.
На лекционных уроках преподаватель ставит перед студентами ряд проблемных вопросов, на которые они должны ответить в ходе лекции. Так, излагая на втором курсе в лекционной форме тему «Куликовская битва», ставлю по ходу работы перед студентами следующие проблемные задания:
1. Почему сражение на р. Воже стало первым сражением, которое русская рать смогла выиграть?
2.Почему Мамай так торопился начать поход на Русь?
3. Почему местом сражения князь Дмитрий Донской выбрал именно Куликово поле? Ведь оно неровное, изрытое оврагами, перелесками, речушками. Прием нахождения аналогии - формирует готовность восприятия учебного материала путем концентрации внимания студентов на конечной цели – нахождении аналогии изучаемому событию, явлению, процессу, личности, в отечественной истории.
Результатом использования данного приема является осознанное восприятие изучаемого материала, что способствует повышению уровня его усвоения.
Результатом применения проблемного обучения станет формирование общих компетенций через постановку и решение познавательных задач, поиск нестандартных решений, создание и разрешение проблемных ситуаций, переосмысление большого количества информации. Вырабатывается умение слушать, вести диалог и взаимодействовать с другими студентами через коллективную и групповую работу в ходе решения проблемных ситуаций. Полученные знания, умения и навыки на занятии имеют практическую направленность и могут быть применены в дальнейшей профессиональной деятельности будущих выпускников.
Литература
1. Зимняя И. А. Компетентность человека – новое качество результата образования.http://www.bigpi.biysk.ru/wwwsite/source/no/barnaul/material-barnaul/aktual-vopros/2-3/kniga_2/knig_2.doc
2. Иванцев Д.А. На какие вызовы современного общества отвечает использование понятий ключевая компетенция и компетентностный подход в образовании?//Серия «Оценка качества образования»/Отв. Ред. Курнешова Е.М. - М.: Центр качества образования, 2008. С. 3-56.
3. Коджаспирова Г. М. Педагогика./Г. М. Коджаспирова-М.:Гардарики, 2007. –т528с.
4. Педагогика. Проблемное обучение. http://paidagogos.com/?p=108. – Дата обращения: 11.11.2013.
5. Проблемное обучение-перспективная педагогическая технология http://www.den-za-dnem.ru/school.php?item=231
6. Степанищев А. Т. Методика преподавания и изучения истории: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений, В 2 ч. / А. Т. Степанищев — М.: Владос, 2002. — Ч. 1. — 304 с.
7. ФГОС. Голлосарийhttp://standart.edu.ru/. – Дата обращения: 11.11.2013.




Токарева Анна Сергеевна
Государственное образовательное бюджетное учреждение среднего профессионального образования Воронежской области «Лискинский аграрно-технологический техникум»
Вернуться к началу Перейти вниз
  "Уточните значение слов, и вы избавите человечество от половины заблуждений" Рене Декарт
svetah81

svetah81

Женщина Имя : Светлана
Отчество : Михайловна
Сообщения : 3
Рейтинг : 5
Репутация : 0
На форуме с На форуме с : 2012-10-29
Откуда : Воронежская обл., г.Лиски


Поделиться ссылкой

Формирование общих компетенций посредством проблемного обучения на занятиях истории  Empty
СообщениеТема: Re: Формирование общих компетенций посредством проблемного обучения на занятиях истории    Формирование общих компетенций посредством проблемного обучения на занятиях истории  Contro11Пт 20 Мар 2015, 15:00

2
Выложена работа по просьбе преподавателя-автора.
Вернуться к началу Перейти вниз
  "Уточните значение слов, и вы избавите человечество от половины заблуждений" Рене Декарт
 

Формирование общих компетенций посредством проблемного обучения на занятиях истории

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу 

 Похожие темы

-
» Метод проблемного обучения на занятиях по дисциплине "Автомобили и тракторы" 190629
» ФГОС -3: Миссия не выполнима?
» ОГАОУ СПО ИТАМ, 11 марта вебинар по формированию общих компетенций обучающихся ОУ СПО
» Формирование профессиональных компетенций
» Тема: "Возможности использования комплекса педагогических технологий для формирования общих профессиональных компетенций "
Страница 1 из 1


Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
Профессиональное образование ::  КАБИНЕТ УЧАСТНИКОВ СООБЩЕСТВА :: Образовательные ресурсы участников :: Публикации, статьи, доклады.-
Наш портал с уважением относится к авторскому праву. При обнаружении нарушений авторских прав сообщите администратору.
Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.
Позиция администрации сайта не всегда совпадает с мнением участников сообщества.
© www.profobrazovanie.org 2010-2015|При полном или частичном использовании материалов сайта гиперссылка обязательна